Больше половины россиян считают, что гибель 170 с лишним человек во время наводнения на побережье Черного моря лежит на совести властей, и не верят официальной информации о катастрофе. Как показал опрос "Левада-центра", собравшиеся в затопленном Крымске волонтеры, напротив, вызвали доверие более чем у трех четвертей респондентов.
В недобросовестности властей Краснодарского края уверены или почти уверены 58 процентов опрошенных, а 59 процентов считают официальные сообщения о трагедии частично или полностью недостоверными. В обоих случаях чуть более 30 процентов хорошо отозвались о действиях власти, а около 10 процентов затруднились ответить.
Июльское наводнение стало одним из самых крупных по количеству жертв в постсоветской России. Власти согласились с тем, что система оповещения не сработала из-за бездействия местных властей, начав уголовное преследование четырех муниципальных чиновников, но не нашла подтверждений какой-либо вины краевой администрации во главе с Александром Ткачевым, который готовит регион к зимним олимпийским играм 2014 года.
На помощь жителям разрушенного стихией городка съехались сотни добровольцев из разных российских регионов, которые вызвали подозрения у близких к власти общественных деятелей. Они разработали законопроект, регламентирующий волонтерскую деятельность, что было воспринято оппозицией как попытка связать руки общественным активистам.
Как показал опрос, граждан, доверяющих волонтерам в два с лишним раза больше, чем граждан, доверяющих властям. Уверенность в том, что добровольцы действительно помогали людям, есть у 77 процентов опрошенных. О том, что они "путаются под ногами", сказали 13 процентов респондентов. Еще 11 процентов затруднились ответить.
Больше 60 процентов граждан считают верными последние действия федерального центра, связанные с наводнением, однако россияне и власти разошлись во мнениях о том, что делать с региональными властями. Если Москва никаких претензий краснодарской администрации не предъявила, то 28 процентов опрошенных считают нужным привлечь их к уголовной ответственности, 27 — к административной, а еще 20 процентов полагают, что достаточно будет получить с них публичные извинения за просчеты и ошибки.
Опрос, в котором участвовал 1601 человек, был проведен 20-23 июля в 45 российских регионах.