Мнение Нацбанка РБ по вопросу грядущей девальвации нацвалюты на удивление совпадает с мнением независимых экспертов и международных кредиторов, но поскольку НБ РБ является государственным органом власти, его руководство не может объяснять девальвационные процессы или их отсутствие текущей политической ситуацией. Приходится выкручиваться с помощью экономических аргументов, а это не всегда проходит гладко.
"Макроэкономических предпосылок к ослаблению белорусского рубля нет. Как будет развиваться ситуация к концу года, посмотрим, но пока предпосылок для девальвации, резкой девальвации белорусского рубля нет", - заявил сегодня первый зампред Нацбанка Тарас Надольный (цитата Interfax.by).
«В дальнейшем, если ситуация на валютном рынке будет способствовать сильному ослаблению рубля, то Национальный банк будет спокойно и сдержанно координировать этот процесс для сглаживания резких колебаний», - продолжил банкир.
На самом деле сегодня каждый пионер понимает, что правильный момент для девальвации пока не наступил и не наступит до конца года. А потому высказывание Надольного следует читать следующим образом:
«Никакого смысла девальвировать рубль в настоящий момент нет. Как будет развиваться ситуация к концу года, посмотрим, но пока нам надо еще получить 6-й транш кредита АКФ ЕврАзЭС и начать переговорный процесс с МВФ. В зависимости от того, чей кредит будет получен для рефинансирования внешних долгов и вливаний в повышение зарплат, будет зависеть и девальвационный процент в начале следующего года – от 20 до 50%, - причем не обязательно одномоментный. Начало 2014 года – последняя возможность девальвации нацвалюты перед последующим переизбранием Сами-Знаете-Кого на 5-й срок».
Следует отметить, что мысль Надольного в полной мере подтвердила и глава Нацбанка РБ Н.Ермакова, намекнув, что при выборе кредитора предпочтение будет отдано МВФ.
"Предпосылок для девальвации, такой, какая у нас была в 2011 году, нет", - сказала сегодня Ермакова. И данный аргумент также принимается. Поскольку международные кредиторы не будут требовать трехкратного обесценивания рубля.
При этом Ермакова заявила, что в 2014 году можно будет вести разговор о деноминации. Опять же, эта фраза главы НБ РБ также указывает на то, что окно для относительно небольшой девальвации открывается в начале 2014 года, после чего, до 2016 года, девальвация невозможна по политическим причинам, что позволяет безболезненно провести деноминацию в ночь на 1 января 2015 года.
Реальные экономические предпосылки девальвации нацвалюты наступили еще во второй половине прошлого года – после того как накрылась растворительная схема и белорусский экспорт окончательно утратил свои девальвационные преимущества.
Говоря о будущем кредиторе Беларуси, Ермакова четко заявила, что это будет не АКФ ЕврАзЭС.
«Беларусь пока не планирует брать других кредитов у АКФ ЕврАзЭС», - сказал глава НБ РБ.