Последнее обновление: 26.11.2024 18:00

Саммит хитрецов

Когда кошка хочет поймать мышку, она притворяется мышкой. (Василий Осипович Ключевский)

Утром 19 июня канал «Евроньюс» показал встречу А. Лукашенко и В. Януковича в Киеве, чем фактически присвоил белорусско-украинскому саммиту статус общеевропейского события. Правда, белорусский президент оказался в одной кампании с девушками FEMEN…

Субъективное мнение со стороны

Поездка А. Лукашенко с государственным визитом – это поистине сенсация, так как немного в мире стран, готовых для белорусского президента выстроить на взлетном поле почетный караул. Понятно, что А. Лукашенко, для которого такого рода церемонии являются поистине глотком «живой воды», искренно благодарен В. Януковичу за предоставленную возможность почувствовать себя одним актером региональной политики. Хотя бы на время…

Интересно, а когда А. Лукашенко встречал почетный караул во Внуково-2? Неужели ещё в прошлом веке? В Москву белорусскому президенту приходится ездить с рабочими визитами, да и российское руководство, когда приходится встречаться с главами государств СНГ, все больше склоняется к формату «без галстуков». А тут сабли, оркестр, ковровая дорожка…

И для белорусского телевидения украинский визит президента был подарком судьбы – бесконечное повторение сюжетов о процедуре встречи, начале переговоров с украинским президентом, посадке в автомобиль и т.д. Кадры с ощетинившимися аппаратурой фото- и тележурналистами видимо должны продемонстрировать внимание мировой прессы к появлению А. Лукашенко «на людях». Понятно, что пиар-эффект от визита в преддверии приближающейся предвыборной кампании 2015 года и накануне неумолимо надвигающихся экономических проблем стоит многого. Так что белорусско-украинская граница – это своеобразный бартер за возможность продемонстрировать собственному электорату, что его президента еще где-то принимают и в его честь даже играют гимн.

А. Лукашенко - сияющий, как медный таз, суетливый, говорливый без меры, готовый всем пожать руку и со всеми обняться, в окружении сына и нового личного врача на фоне лощенного, моложавого и относительно крупного Януковича смотрелся, как сельский «дядька», приехавший в столицу с мешками лука и картошки… Пользуясь случаем, стоит отметить, что Киев действительно производит очень сильное столичное впечатление…

Это с одной стороны понятно, а с другой – как-то грустно… Александра Лукашенко нельзя выпускать из страны. Внешне он проигрывает любому лидеру на любом континенте. Говорить не умеет. Что за странное понятие «хвосты», которые нельзя оставлять в отношениях между двумя странами? Эти «хвосты» появились даже в европейских комментариях. Стоит еще напомнить какие-то странные ужимки, откровенно наигранные попытки подольститься к хозяевам наряду с собственной театральной величавостью и совмещенной… с суетой.

Между тем, если бы все завершилось внешними эффектами, то это была бы только половина проблемы.

Методика

За долгие десятилетия президентства А. Лукашенко постепенно сформировался своеобразный стандарт международных визитов белорусского президента. Понятно, что в данном случае, мы имеем в виду не тот сценарий визита в Киев с набором «неопровержимых аргументов» и приманок, который подготовил Андрей Тур, а своеобразный комплекс, как может показаться, универсальных методов, аргументов и театральных приемов, призванных обратить внимание на А. Лукашенко, вызвать к нему доверие, чтобы затем глава белорусского государства смог вытянуть из партнера те или иные ресурсы, либо, на худой конец, политическую поддержку.

Стоит отметить, что А. Лукашенко считается профессиональным «разводчиком», что, как ни странно, вызывает у белорусов, включая представителей белорусской интеллигенции, чувство гордости за своего президента. Вот, к примеру: «…появился лидер, который впервые обвел вокруг пальца Россию. Да он любого может вокруг пальца обвести, что блестяще и делает! Попав в ловушку "союзного государства", "таможенного союза", они и дальше будут финансировать Лукашенко. Ведь если он из союза выходит - все рухнет! Акции Путина упали: развод, он старше нашего. Россия снова должна давать деньги, даже не получив ни МАЗов, ни БелАЗов». (О. Трусов, http://www.belaruspartisan.org/interview/235011/). В общем, ликование: обманули москалей. Европа, как ни как…

Обычно А. Лукашенко использует два главных компонента в своей переговорной тактике: с одной стороны -- вдохновенно говорит о «бесспорных» успехах, которые под его руководством добилась республика, что, естественно, вызывает просто шок и ужас у недоброжелателей суверенной Беларуси. С другой стороны, если это визит в страны третьего мира, (то) упоминается к месту и не к месту особый статус РБ в Союзном государстве, что позволяет А. Лукашенко предлагать свое посредничество между хозяевами и Кремлем. Причем, контакты с Москвой подаются в формате известного мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»: «Дедушка? А там… спит… на коврике».

Если разговор идет со спонсорами (Россия или Китай), то второй блок замещается причитаниями типа: «Для полного успеха исключительно правильной экономической политики белорусского руководства (опыт, естественно, бесценный), чего-то не хватает -- нефти, газа, денег и т.д., но, если это жадные хозяева помогут, то граждане Беларуси, они же белорусский народ, будут с благодарностью эту помощь принимать, а так же помнить… минут эдак пятнадцать».

Примерно такая версия давно отработанных методов была применена и в Киеве: все хорошо, «уверено шагаем», но вот склады затоварены совершенно гламурными тракторами и очень эффективными МАЗами. Со своей стороны Виктор Янукович мог бы конечно напомнить, что многочисленные белорусские компании-перевозчики почему-то вообще не используют отечественные МАЗы, а «сидят» на западном автотранспорте, но эта другая история…

Новый статус Киева в ТС

И все-таки, почему с такой спешкой, буквально через пару недель после встречи в Астане, А. Лукашенко ринулся в Киев. Задачи пиара и поиска сбыта залежавшейся белорусской продукции понятны, но этого мало, чтобы уравновесить цену решения пограничной проблемы.

Появление А. Лукашенко в Киеве связано с тем, что после мая 2013 г. статус Украины в евразийской интеграции резко изменился. Стоит напомнить, что с момента своего образования Таможенный союз и далее Единое экономическое пространство всегда «оглядывались» на Украину. Появление Украины в ТС-ЕЭП явило бы радикальное изменение геополитической ситуации в Восточной Европе, которое имело бы далеко идущие последствия не только для российско-украинских отношений, но и для всего постсоветского пространства, (позиционирование современной Грузии, Молдавия-Приднестровье, энергетическая структура региона, проблема Южного Кавказа, транзит и т.д.), что привело бы к благотворной для России перезагрузке российско-европейских отношений. Безусловно, в этих условиях статус России, как сверхдержавы, резко бы повысился.

Не является тайной и то, что без Украины, имеющей относительно диверсифицированный экспорт из полуфабрикатов и готовой продукции, ТС-ЕЭП упорно напоминает своеобразный евразийский ОПЕК. Появление Украины в ТС укрепило бы экономическую архитектуру евразийской интеграции, резко увеличило бы ёмкость, а, следовательно, и привлекательность рынка ТС-ЕЭП. Без сомнения, активизировались бы внешние инвестиции, решились проблемы украинского участка транзита российских и видимо и казахстанских углеводородов на энергетические рынки центральной и юго-восточной Европы.

В свою очередь Украина продвинулась в сторону евразийского интеграционного проекта ровно на столько, сколько необходимо, чтобы с одной стороны закрепить свое объективное влияние на процессы, проходящие в рамках данного интеграционного проекта, добиваясь выгодных для себя «уклонений» от общего курса ТС-ЕЭП и оставаясь при этом вне каких-либо обязательств. С другой стороны, Киев своим четко ограниченным дрейфом в сторону евразийской интеграции в преддверии решения судьбы соглашения об ассоциации Украины с ЕС, сделал недвусмысленные намеки в адрес Брюсселя, стимулируя ЕС на определенное торможение политических требований к официальному Киеву.

Появление Украины за евразийским «столом» даже в статусе наблюдателя резко изменило позиции Беларуси. Понятно, что Минск мигом оказывается на периферии интеграционных приоритетов России, которая в данном случае, не считаясь с ресурсами, приложит максимум усилий для втягивания Киева в интеграционный проект. А ведь за этим стоит доступ к российским ресурсам, которые в Минске давно считают своими.

Напрямую противостоять данному тренду Москвы Минск не в силах, так как в этом случае белорусскому руководству придется открыто подрывать всю архитектуру евразийской интеграции. Остаются два косвенных направления, призванные ограничить украинское влияние или как-то взять его под контроль:

- резко активизировать вхождение республики в евразийский интеграционный проект, заняв в нем лидирующие позиции благодаря вводу в действие всего комплекса интеграционных соглашений, составляющих основу Единого экономического пространства;

- попытаться поставить украинский фактор под контроль, стать посредником между проектом, т.е. фактически Москвой, и Киевом.

По понятным причинам первое направление исключено, так как полноценное включение Беларуси в евразийскую интеграцию объективно подрывает авторитарный режим в республике. Остается второе… Однако в данном случае у белорусского руководства нет каких-либо преимуществ и ресурсов, чтобы притянуть Украину к себе. Скорее наоборот. Имидж республики и её руководства на постсоветском пространстве исключительно негативный. Стоит напомнить, что отсутствие А. Лукашенко в Бишкеке только углубило общее недоверие и неприятие Минска в регионе СНГ. Так что единственное, что остаётся в арсенале официального Минска – интриги. Интриги

Многочасовой рассказ А. Лукашенко об отношениях с Москвой, бесконечное перечисление обид, накопленных в ходе многолетнего диалога с Кремлем видимо, по мнению А. Лукашенко, должно было составить основу для максимального сближения между Минском и Киевом на основе противостояния с Москвой. Сразу скажем, что это был рискованный шаг, так как мало сказать, что это было встреча двух великих хитрецов, заинтересованных в использовании друг друга не только против Москвы, но и не забывающих куснуть друг друга. Без сомнений два президента старательно отсеивали и фиксировали слабые стороны каждого.

Вряд ли В. Януковича могла обмануть показная простота А. Лукашенко. Традиционная театрализованная многословность белорусского президента в формате «искреннего» и «честного» подхода, сводится на нет имиджем человека не умеющего держать слово, как, впрочем, и язык, причем зачастую буквально, за зубами. По этой причине президент Украины в основном слушал и не был расположен говорить, справедливо полагая, что все его слова будут в выгодной для А. Лукашенко форме немедленно переданы В. Путину.

Маскировка

Однако задача «перехвата» Украины настолько озаботила белорусское руководство, что, пожалуй, впервые официальный Минск приложил столько усилий к маскировке своих целей. Помимо того, что в преддверии визита в белорусское медиа-пространство был осуществлен вброс тезиса об исторической невозможности установления твердых партнерских отношений между Беларусью и Украиной, А. Лукашенко попытался создать впечатление, что он имеет конкретное поручение от ТС (Москвы) по втягиванию Украины в евразийский интеграционный проект.

Безусловно, невозможно даже представить, чтобы Кремль поручил человеку, который олицетворяет огромную интеграционную проблему в евразийском проекте, который ответственен за стагнацию и фактическую деградацию первого политико-экономического проекта на постсоветском пространстве – Союзного государства Беларуси и России, продолжить комплекс переговоров с Украиной, только что пришедших к определённому этапу в Астане.

В лучшем случае А. Лукашенко мог взять на себя агитационные функции, так как со своей стороны он ничего Украине предложить не может. В итоге, А. Лукашенко, не особо напрягаясь, позволил себе в Киеве на публике несколько фраз о полезности евразийской интеграции и об экономическом эффекте от продажи «Белтрансгаза», но он не рискнул выступить против европейской ориентации украинского истэблишмента. В отношении Европейского союза А. Лукашенко во время своего пребывания в столице Украины вообще старался не высказываться…

Зато много было сказано о России. Слишком много. Именно по этой причине первое, что сделал А. Лукашенко, вернувшись в Минск, был звонок в Кремль. Стояла задача смикшировать собственную болтливость, перехватить и пресечь возможные слухи и мнения, продемонстрировать преданность интеграции. Заодно, как не отказать себе в возможности продемонстрировать В. Путину собственную большую переговорную эффективность по сравнению с длящимся годами российско-украинским диалогом.

В итоге, поспешил и явно переиграл… «Никому еще не удавалось быть настолько хитрым, чтобы скрыть это свое качество». (Джон Локк).

Андрей Суздальцев, Москва, 23 июня 2013 года, Politoboz.com



<Май 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Июнь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Политика