Агентство Bloomberg во вторник со ссылкой на свои источники сообщило, что в гонку за оказавшийся в центре российско-белорусского скандала "Уралкалий" включился Алексей Хотин. Деятельность этого бизнесмена с белорусскими корнями овеяна ореолом секретности. Известно, что его основным бизнесом является недвижимость, но Хотину становится тесно на этом рынке.
Источники Bloomberg утверждают, что Хотин предложил Сулейману Керимову выкупить 33% акций "Уралкалия", который дагестанский миллиардер контролирует вместе с двумя партнерами.
Бизнес Алексей Хотин ведет вместе со своим отцом Юрием, оба при этом всячески стараются избегать публичности. Forbes и "Ведомости", проводящие расследование их деятельности с разницей в год, отмечали, что Хотины предпринимают усилия, чтобы оставаться в тени. Тем не менее, оценить примерные масштабы их деятельности все же можно.
В случае покупки доли в "Уралкалии", производство калийных удобрений станет третьим крупным бизнесом семьи Хотиных. До этого (в конце марта 2013 года) Хотины приобрели у Сбербанка Дулисьминское нефтяное месторождение в Иркутской области за 2,835 миллиарда рублей. Однако основным их бизнесом считается недвижимость в Москве.
Согласно оценке Forbes на февраль 2012 года, сын и отец Хотины контролируют 1,8 миллиона кв. м офисных и торговых площадей. Газета "Ведомости" в апреле 2013 года дала другую оценку - 2,1 миллиона кв. м.
Среди объектов недвижимости, контролируемых Хотиными, мало новостроек. Их стратегия заключается в скупке зданий заводов и НИИ, их ремонте и последующей сдаче в аренду. "Ведомости", изучив регистрационные и судебные базы, поговорив с банкирами и брокерами, насчитали почти 40 объектов.
Считается, что Хотины контролируют ТЦ "Горбушкин двор", расположенный рядом с ним ТЦ "Филион", "Технопарк Синтез" (один из крупнейших объектов Хотиных), Orlikov Plaza в Орликовом переулке, River Side на Павелецкой, Cherry Tower на Профсоюзной улице, БЦ "Китай-Город" в Лубянском проезде и другие объекты.
Изначально Хотины занимались в Белоруссии производством косметики и бытовой химии - Юрий Хотин руководил фирмой "Белкосметикс". В середине 1990-х они перебрались в Москву, арендовали помещение на территории мясокомбината им. Микояна и продолжили производить бытовую химию. В 1998 году комбинат обанкротился, а Хотины купили на торгах один из корпусов завода за бесценок. Как отмечал собеседник "Ведомостей", после этой сделки Хотиных, вероятно, и заинтересовала скупка недвижимости обанкротившихся компаний.
В ряде случаев, как пишут Forbes и "Ведомости", Хотины не ждали пока компания обанкротится сама, а переходили к активным действиям, меняя руководство предприятий. Так, например, произошло с Московским мыловаренным заводом (ММЗ), компанией "Игелснаб", ОАО "НТЦ "Содружество МВД РФ". Владелец последней - ветеран МВД Дмитрий Михайловский - провел под стражей два года, пытаясь оспаривать действия "захватчиков", писали "Ведомости".
Хотины напрямую не владеют своими активами - используют различные юрлица, владельцами которых значатся другие люди. "У них много юрлиц, каждое занимается набором зданий, и все очень закрыты", - рассказал "Ведомостям" консультант по недвижимости.
Средства на покупку недвижимости Хотины получали у банков, оформляя кредиты под залог своих объектов. Как писали "Ведомости" со ссылкой на данные Росреестра, банкам были заложены, в частности, комплексы "Аврора" (у банка "Глобэкс"), "Очаково" (у "Открытия"), "Смирновский" (у "Московского кредита"), Villa Rive и "Таволга" (у Сбербанка), Cherry Tower и "Агат" (у "Альфа-банка").
Как пишет Forbes, у Сбербанка в 2007 году Хотины взяли кредит в 17 миллиардов рублей. Во время кризиса, как заявлял Герман Греф, кредит был реструктурирован и пролонгирован.
Банк ВТБ в 2008 году выдал структуре Хотиных - компании "Комплексные инвестиции" (входит в группу ООО "Оборудование и машины") - кредит в размере 5,25 миллиарда рублей. Через год банк зафиксировал первую невыплату, в марте 2010 года подал иск о взыскании долга, в июле 2010 узнал о ликвидации ООО "Оборудование и машины" и поручителя по кредиту ООО "Мега групп", отмечает издание.
По итогам 2011 года задолженность структур Хотиных перед ВТБ составляла 6,26 миллиарда рублей. По данным на апрель 2013 года, ВТБ все еще пытается вернуть кредит, но безуспешно.
Один из собеседников Forbes отмечал, что у Хотиных может быть высокопоставленный покровитель в лице одного из лидеров партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, ранее занимавшего пост председателя Совета Федерации. В распоряжении журнала есть визитная карточка Алексея Хотина, на которой указано, что он советник председателя Совета Федерации Сергея Миронова (сотрудник секретариата аппарата Совета Федерации подтвердил Forbes, что Хотин был советником Миронова).
Сам Миронов заявил Forbes, что Юрия Хотина он не знает, а Алексей Хотин принимал участие в некоторых экспертных мероприятиях, которые проводились в рамках Совета Федерации.
Имя Алексея Хотина связывают и с Еленой Батуриной - женой экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. Бывший владелец ММЗ Михаил Завертяев рассказал Forbes, что Алексей Хотин заявлял ему, что действует по поручению Елены Батуриной.
В 2012 году Хотины задумались о расширении своего бизнеса. В декабре 2012 года они купили 100% нефтяной компании "Дулисьма", а через три месяца пытались приобрести компанию "Самара-нафта".
"Я вижу, что они активно интересуются нефтью и стратегически настроены идти в эту отрасль. Думаю, они будут расширяться», - говорил "Ведомостям" знакомый бизнесменов. Также связанные с Хотиными лица в конце 2012 года приобрели небольшой банк "Югра".
Знакомый Алексея Хотина говорил "Ведомостям", что эти бизнесмены не ведутся на громкие слова - "где бы ни находилось здание, если оно отвечает их нормативам по рентабельности, они его берут". А рентабельность "Уралкалия", если судить по его финансовым показателям, находится на уровне более 50%.
Прайм