По итогам прошедшего сегодня заседания совета директоров, ЦБ РФ опубликовал заявление главы банка Э.Набиуллиной, содержащее базовый прогнозный сценарий развития ситуации в экономике РФ в 2015 году.
«Мы ожидаем, что цены на нефть будут находиться на уровне в среднем 80 долл. за баррель в следующие три года. Такое значение средней цены следует из консенсус-прогноза ведущих аналитиков.
В рассматриваемом сценарии положительное сальдо текущего счета останется в 2015 году на приемлемом уровне — в 56 млрд. долларов. Не ожидается значимых изменений сальдо счета текущих операций также и в 2016 и 2017 годах.
Развитие процесса импортозамещения будет давать толчок внутреннему товарному производству. То же самое будет происходить и в сфере оказания услуг. Будут созданы условия для диверсификации экспорта. Вклад чистого экспорта в ВВП будет положительным.
По оценкам Банка России, в этих условиях темпы экономического роста сохранятся на уровне близком к нулю в 2015-2016 годах. А в 2017 году, когда процесс импортозамещения и увеличение несырьевого экспорта проявятся в большей мере, ожидается рост ВВП до 1-1,2%. Для того, чтобы темпы роста в ближайшие три года были выше, необходимо проведение структурных реформ, в первую очередь, меры по реальному улучшению делового климата, и повышение производительности труда.
На уровень инфляции сейчас оказывают влияние уже произошедшее ослабление курса рубля и введенные ограничения на импорт, но эти факторы будут способствовать повышению инфляции только до конца I квартала 2015 года, но затем инфляция начнет снижаться. На конец 2015 года уровень инфляции снизится примерно до 8%. Замедление инфляции до целевого уровня 4% прогнозируется к концу 2017 года. Такая динамика будет во многом связана с сохранением повышенных инфляционных ожиданий. В связи с этим Банк России намерен проводить денежно-кредитную политику в 2015 году таким образом, чтобы не допустить дальнейшего разгона инфляции и инфляционных ожиданий.
Как я уже говорила, в базовом сценарии сальдо текущего счета в 2015 году составит 56 млрд. долл., что меньше возможного оттока капитала, который мы оцениваем до 120 млрд. долл.
Объем предстоящих платежей по внешнему долгу в следующем году составит порядка 120 млрд. долл. Из этой суммы платежи по долгам банковского сектора составят 42 млрд. долл., включая процентные платежи. Платежи по долгам нефинансового сектора в следующем году составят 77 млрд. долл., также включая проценты.
Мы провели специальные расчеты на основе отчетных данных, которые получаем от банков и опроса 40 крупнейших компаний. По нашим оценкам, базирующимся на этих данных, более 10% этих платежей приходится на внутригрупповые операции. Еще одна часть – порядка 20% – может быть рефинансирована на международных рынках. Не менее 15% может быть погашено за счет частичного использования буфера из накопленных банками и госкомпаниями ликвидных валютных активов. Оставшиеся 55% подлежащих погашению долгов, а это - порядка 65 млрд. долл., могут быть покрыты за счет сальдо текущего счета и сокращения международных резервов.
По нашим расчетам потребность в операциях для закрытия разрыва платежного баланса составит в следующем году около 70 млрд. долл. И Банк России будет проводить валютные операции, направленные на поддержание стабильности платежного баланса, а значит и финансовой стабильности, в указанных объёмах. На наш взгляд, международных резервов для осуществления валютных операций в таком объеме вполне достаточно. При этом в течение ближайших трех лет уровень резервов сохранится существенно выше общепринятых показателей достаточности. Очевидно, что при этих параметрах платежного баланса и объеме наших операций никакого дефицита валютной ликвидности не будет.
Мы планируем проводить уже упомянутые операции валютного РЕПО, предоставлять валютные кредиты и осуществлять нерегулярные прямые покупки/продажи иностранной валюты, в том числе при формировании или использовании резервных фондов Правительства.
Отмечу, что в рамках данного сценария рубль существенно укрепится в будущем году как за счет компенсации наблюдаемого сейчас эффекта «перелета» или, другими словами, чрезмерного обесценения, так и за счет роста цен на нефть.
Это наш базовый сценарий. В то же время мы понимаем, что на рынке присутствуют пессимистические настроения, связанные с наблюдающейся в последние месяцы нисходящей динамикой котировок нефтяных контрактов. Поэтому наряду с базовым прогнозом мы проработали альтернативный сценарий, риск реализации которого мы считаем маловероятным, и который предполагает снижение цен на нефть до 60 долл. за баррель уже с начала 2015 года и сохранение их на данном уровне в течение всех трех лет.
В этом случае в 2015-2016 годах потребуется более глубокая подстройка российской экономики к новым условиям. В этом сценарии сальдо счета текущих операций в 2015 году составит около 40 млрд. долларов. В дальнейшем оно постепенно расширится за счет небольшого роста не-нефтегазового экспорта и снижения импорта.
Темпы экономического роста будут зависеть от скорости развития импортозамещения. Медленное становление импортозамещающих производств в 2015-2016 годах может привести к «мягкой» рецессии. Однако сокращение выпуска и занятости будет существенно меньше, чем в 2008-2009 годах. В 2017 году ожидается восстановительный рост экономики, который может составить более 5%.
В этом сценарии в 2015 году можно ожидать несколько большее ускорение инфляции, чем в базовом сценарии, из-за меньшего укрепления рубля в течение года, которое мы также ожидаем на фоне компенсации эффекта «перелета». В последующие два года, из-за сохранения более глубокого разрыва выпуска, инфляция будет снижаться быстрее с ее возвращением к целевому уровню около 4% к концу 2017 года. При этом денежно-кредитная политика будет направлена на стабилизацию инфляционных ожиданий, недопущение дальнейшего раскручивания инфляции и ее постепенное снижение, в том числе с учетом перспектив экономического роста. Не исключено также, что по этому сценарию мы сможем раньше перейти к смягчению своей политики.
Так как основная часть оттока будет связана с выплатой по внешним долгам, суммарный отток капитала в этом сценарии мы также оцениваем на том же уровне, что и в базовом сценарии. В 2015 году в целях стабилизации ситуации с платежным балансом в этом случае мы готовы направить на валютные операции порядка 85 млрд. долл., что также приемлемо с точки зрения уровня достаточности валютных резервов. Отмечу, что после адаптации экономики к новым условиям уровень резервов восстановится, так как большинство операций планируется проводить на возвратной основе.
Банк России будет принимать решения об операциях на валютном рынке исходя из прогноза платежного баланса, а также оценки состояния балансов банков и компаний с учетом структуры, сроков и характера внешней задолженности корпоративных заемщиков. Еще раз подчеркну, что мы проводим эти операции для предотвращения ситуаций, при которых избыточная волатильность курса и его существенное отклонение от фундаментально обоснованных уровней создают риски для финансовой стабильности и приводят к усилению девальвационных и инфляционных ожиданий. В частности, сейчас, когда риски со стороны динамики курса существенно возросли, Банк России вышел с интервенциями на валютный рынок.
Безусловно, мы также будем учитывать влияние операций на валютном рынке на рублевую ликвидность и смягчать негативные последствия растущего структурного дефицита на балансы кредитных организаций. Кроме того, мы уделяем особое внимание достаточности обеспечения и продолжим принимать шаги по снижению нагрузки на рыночные облигации за счет наращивания предоставления ликвидности под другие виды активов. На период повышенной волатильности валютного рынка Банк России сохранит консервативный подход к оценке спроса на ликвидность банковского сектора. При этом объем предоставления рублевой ликвидности будет достаточным для полноценного функционирования банковского сектора и для сохранения ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Банк России также в постоянном режиме продолжит отслеживать ситуацию на всех сегментах финансового рынка и готов принять все необходимые меры для обеспечения его стабильного функционирования. Это имеет решающее значение для нормальной работы экономики, а также успешной реализации любых мер макроэкономической политики».