Мы не экспортируем в Беларусь демократию, а скорее импортируем белорусскую модель. Такое мнение в интервью БелаПАН высказал 19 августа в Москве известный российский аналитик, президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров.
По его словам, сегодня в России тоже становится меньше демократии, свободы слова, стремительно ухудшается бизнес-климат, идет новый передел собственности. Кстати, заметил аналитик, не стоит преувеличивать интерес Москвы к "лакомым кускам белорусской собственности" — "тут еще своя не переделена".
Комментируя феномен политического отката, фронтального наступления на демократию, рынок, независимую прессу в России и Беларуси, Георгий Сатаров сказал: "Наши страны не являются исключением из закономерности: эпохи революций всегда сменяются постреволюционными периодами".
По его мнению, тут играют роль не только авторитарные наклонности руководящих элит, но и смены настроения масс: после общественных потрясений наступает фаза разочарования в демократии, которая не может осчастливить всех. Тогда, говорит Сатаров, вновь возникает тоска по "сильной руке".
Исходя из этой закономерности, считает известный аналитик, рано или поздно следует ожидать в наших странах новой волны демократических перемен.
Причем, по его словам, "революции чаще случаются не тогда, когда совсем плохо, а когда становится меньше хорошего".
Георгий Сатаров приводит пример крушения Советского Союза. Как отмечает политолог, крах состоялся не в разгар народных бедствий, не во время послевоенной разрухи, а после того, как страна, "подсев на нефтегазовую иглу", вследствие истощения ресурсов не смогла обеспечить гражданам стандарты общества потребления. Подобные, по выражению Сатарова, "эндогенные факторы" могут сработать и в России или Беларуси.
Касаясь вопроса о шансах альтернативных кандидатов на недемократических выборах, собеседник сослался на другой исторический пример: Пиночет в Чили проиграл выборы, будучи диктатором, сосредоточив в своих руках мощный административный ресурс и масс-медиа. Секрет успеха его противников был в том, отметил Сатаров, что они по всей стране — "по всей этой географической кишке на западном побережье Южной Америки" — блестяще провели кампанию "от двери к двери".
"Так что в принципе это можно делать", — резюмировал аналитик. Конкретные же политические технологии с учетом специфики той или иной страны — это, по его словам, отдельный вопрос.