Указ президента № 373 от 15 августа "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь" существенно ограничил права субъектов хозяйствования страны. Так оценил нововведения главы государства юрист и экономист Сергей Балыкин. Эксперт напомнил, что в соответствии с указом, президент фактически запретил или существенно ограничил право субъектов хозяйствования заключать ряд гражданско-правовых договоров, в частности, договора мены, соглашения о прекращении обязательств.
Но самое главное, как указал С.Балыкин, — указ вступил в силу с 1 августа 2005 года, несмотря на то, что был принят только 15 августа. "То есть, ограничение прав субъектов хозяйствования произошло задним числом, — констатировал он. — В соответствии с законодательством любой нормативный акт вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иной срок не предусмотрен этим нормативным актом. Но, согласно Конституции, указы имеют силу большую, чем законы (ст. 137), поэтому президент может не обращать внимания ни на какие ограничения".
Такое положение, по словам Сергея Балыкина, в очередной раз подчеркивает, что "белорусское государство не желает руководствоваться общепризнанными правовыми принципами, как то недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим чье-либо положение". "И в очередной раз показывает, сколь малое значение имеют для белорусских властей права граждан и субъектов хозяйствования", — сказал эксперт.
Что касается вероятных причин появления указа, то, как отметил С.Балыкин, его идея "витала в государстве давно". "Чиновники объясняют это необходимостью сократить количество бартерных сделок и увеличить количество денежных расчетов. Однако в цивилизованных странах подобное достигается экономическими, а не административными методами. Скорее всего, реальной причиной появления указа стало желание властей пропускать все денежные потоки через счета субъектов хозяйствования, что позволит им увеличить сбор налогов", — сказал эксперт.