Бесланские матери на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в пятницу намерены заявить, что он виновен в гибели их детей и что трагедия может повториться, если власть не извлечет урока из случившегося год назад.
Как заявила во вторник председатель комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева, потерявшая сына в результате захвата чеченскими боевиками школы №1 в североосетинском городе Беслан, ее беда дает ей право откровенно поговорить с Путиным.
Двенадцатилетний Заурбек Дудиев погиб вместе с 330 другими заложниками при попытке их освобождения 3 сентября. Боле половины убитых были дети.
Делегация Комитета матерей Беслана во главе с Дудиевой готовится сказать главе государства, что грубые ошибки властей, которые привели к росту числа жертв, тщательно скрываются от общественности. Путин назначил встречу на 2 сентября - на дни траура.
"Я скажу, что мы думаем, что президент Путин виноват в случившемся. Что я еще скажу - я не могу предугадать, и я не могу сказать, в каких словах это будет, но это будет серьезно", - сказала Дудиева в офисе комитета, где женщины собрались, чтобы обсудить план действий.
На протяжении года, прошедшего после бесланской трагедии, жители города добивались встречи с российским президентом, чтобы спросить у него, каким образом противостояние с боевиками закончилось хаотической стрельбой и гибелью нескольких сотен людей.
Встреча с Путиным уникальна тем, что президент обычно тщательно избегает бесед с недовольными избирателями, предпочитая отвечать на вопросы россиян, испытывающих почтение к власти.
Владимир Путин прилетел в Беслан сразу после освобождения школы, однако прибыл ночью и оставил город через несколько часов, пообщавшись, главным образом, с представителями местных властей.
"Матери Беслана" также хотят пожаловаться Путину на некомпетентность силовых структур, из-за которой чеченские боевики смогли попасть в город, несмотря на выставленную на дорогах охрану.
Лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев, который взял на себя ответственность за организацию нападения на школу, заявил во вторник вечером, что силы безопасности позволили его бойцам добраться до Беслана, чтобы устроить им там засаду, однако их планам суждено было провалиться. Представители российских властей опровергли его версию событий.
"Мы имеем право говорить прямо. Это право было нам навязано. Мы получили его ценой жизни наших детей", - сказала Дудиева.
Как показал опрос общественного мнения, проведенный "Левада-Центром" и опубликованный в среду, половина россиян солидарна с бесланскими матерями в том, что власти не смогли найти должный ответ на действия боевиков.
Однако Путину не стоит опасаться политических последствий: его популярность среди населения не снижается и лишь подкрепляется экономическим благоденствием страны на фоне высоких цен на нефть на мировом рынке.
"Матери Беслана" сказали, что захваты заложников в прошлом - в московском театре в 2002 году и в Буденовске в 1995 году - не привели к изменению позиции властей, несмотря на смерть сотен людей. Матери погибших школьников хотят, чтобы трагедия в Беслане стала последней.
"Я думаю, что если после всего этого, после нашего визита ничего не изменится, как ничего не изменилось после "Норд-Оста" и Буденовска... тогда мы поймем, что ничего и не будет меняться, и что нам самим предстоит все делать", - сказала Дудиева.
Некоторые члены комитета "Матерей Беслана" были возмущены выбором даты для приглашения в Москву в разгар траура. Многие считают, что "это преступление - бросить свои могилы в эти дни и лететь к человеку, который год назад, ночью, украдкой посетил больницу и сразу улетел".
Но, по словам Дудиевой, такую возможность нельзя было упускать.
"Это не повлияет на то, что мы скажем - будь это 2 сентября, или 22, или 32. Просто нам больно от того, что мы вынуждены говорить это 2 сентября. Но, может быть, это к лучшему - то, что мы скажем, что нужно сказать, прямо 2 сентября", - сказала Дудиева.
"Мы знаем, что такое счастье, и мы знаем, что такое несчастье. Возможно, президент - а у него двое детей - тоже знает, что такое счастье. Мы покажем ему, что значит несчастье".