В суде Заводского района Минска начались слушания скандального уголовного дела, связанного, как подозревают сотрудники правоохранительных органов, с преднамеренным банкротством одного из флагманов белорусской промышленности – ОАО «Минский подшипниковый завод».
На скамье подсудимых, сообщает Белорусский партизан, четыре бывших руководителя предприятия: бывший генеральный директор Валерий Пенза, его заместитель по экономике Александр Прохорчик, главный финансист Николай Юргель и главный маркетолог Виктор Кононович. Им предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса Беларуси: ст.240 (преднамеренное банкротство) и ч.3 ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия).
Задержание генерального директора МПЗ Валерия Пензы в январе нынешнего года наделало немало шума в Беларуси. Этот шум еще более усилился, когда через несколько дней Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (ДФР КГК) предъявил ему обвинение в преднамеренном банкротстве предприятия.
Тем самым на официальном уровне было объявлено, что флагман белорусской промышленности фактически является банкротом. Первое время о Пензе и ситуации на МПЗ писали многие, но затем забыли. Этому способствовало то обстоятельство, что власти не желали распространяться о причинах кризиса на ПМЗ, а сам генеральный директор, став бывшим, всячески избегал разговоров на данную тему. То есть, дело подшипникового завода стало тем редким случаем, когда следователи и подследственные нашли общий язык и фактически засекретили материалы дела. Даже во время судебных заседаний защита и родственники обвиняемых предприняли попытку выставить журналиста из зала суда на том основании, что на процессе якобы будут оглашаться данные, касающиеся коммерческой тайны. Как выяснилось во время слушаний, никакой тайны, из-за которой заседания следовало бы объявить закрытыми, в деле нет, что очень огорчило родственников Валерия Пензы, весьма негативно воспринимавших тот факт, что процесс будет освещать пресса.
Уголовное дело в отношении Валерия Пензы и его подчиненных было возбуждено ДФР КГК на основе материалов проверки предприятия Комитетом госконтроля. Из этих материалов следовало, что кризис на предприятии был намеренно вызван, чтобы его обесценить, а затем купить по дешевке. Выводы КГК основываются, главным образом, на договорах предприятия с российским ОАО «Экспобизнес XXI». Компания покупала на МПЗ подшипники, а взамен рассчитывалась деньгами и векселями. В основном - векселями. За время сотрудничества с российской фирмой на подшипниковом заводе произошло накопление векселей, за которые завод не мог получить ни денег, ни металла для производства. Кроме того, по мнению следствия, по некоторым договорам продукция предприятия отпускалась в убыток, что вымывало оборотные средства и вело завод к финансовому кризису.
ДФР КГК все эти факты оценил так, что Валерий Пенза, а вместе с ним и трое других обвиняемых, в течение двух лет умышленно заключали договора на заведомо невыгодных для завода условиях, в результате исполнения которых увеличивали неплатежеспособность ОАО «МПЗ». В результате этих действий предприятию был нанесен ущерб на сумму 4,2 млрд рублей.
Самое интересное, что за всем этим следствие усмотрело козни российской компании «Русский подшипник», а через него и известного холдинга «РусПромАвто». С 2002 года поставки подшипников на российский рынок ОАО «МПЗ» фактически полностью были отданы на откуп «Русского подшипника». При этом, считают в КГК Беларуси, экономического обоснования такого шага со стороны МПЗ нет.
Обвиняемые не признают себя виновными в совершении инкриминируемых им преступлений. Они считают, что действовали исключительно в интересах МПЗ, и все их шаги диктовались специфическими условиями хозяйствования в Беларуси.