Николай Автухович вырвался из тюрьмы. Может быть, ненадолго, а может, и навсегда. Он сражался за свою свободу и свою честь не на жизнь, а на смерть, как сражался когда-то в Афганистане. Он уже победил, даже если его опять упрячут за решетку или его организм не выдержит двухмесячной голодовки и произойдет трагедия.
Я видел Николая Автуховича всего два раза в жизни. Может, больше никогда и не встретимся. В нем удивительным образом сочетаются жесткость и доброта, умение просчитывать ситуацию и способность с головой броситься в авантюру, трезвый ум опытного предпринимателя и детская наивность. Но главное, он – честный и неравнодушный человек. После его ареста я познакомился и с супругой Николая – хрупкой и беззащитной женщиной, которую два последних месяца пугали все кому не лень. Но это женщина с сильным характером, как и большинство белорусских женщин, не совершила ни одной ошибки и в одиночку на чужбине продержалась несколько месяцев.
Я не видел их дочери-подростка, которую приютили знакомые, пока отец сидел в тюрьме, а мать лежала в больнице в России. К сожалению, я не знаком с этими добрыми людьми и не встречался с теми жителями маленького городка Волковыска, которые заступались за своего земляка, хотя он им и не сват, и не брат. Но я уверен, что все они – тоже смелые, добрые, порядочные и внутренне свободные люди, какими и должны быть белорусы.
Николай Автухович не общается пока с журналистами, потому что это одно из условий его освобождения из тюрьмы под домашний арест. Это его маленькая ошибка или маленькая уступка властям. Нельзя на это обижаться и не надо его за это осуждать. Я знаю, как тяжело выдержать в тюрьме шантаж следователей и как хочется быстрее выйти на свободу. Но в принципиальных вопросах Николай не уступил и не отступил. «Свобода или смерть» были для него не абстрактным красивым лозунгом. Если вы сомневаетесь, то сами попробуйте поголодать до рвоты желудочной слизью, до помутнения рассудка. Я пробовал, у меня не получилось.
Белорусские власти от Николая Автуховича не отстанут. Они и дальше будут ему мстить за брошенный вызов, за пример мужества, который он подал своим землякам, за то, что не сдался и не покорился. Хотя это будет подлая месть проигравших. Мы привыкли за последние годы к тому, что в Беларуси мало героев, катастрофически мало, кругом одни памяркоуныя приживалы, рассудительные до зубной боли. Находим этому глубокое историческое обоснование. Даже есть детская шутливая присказка: «Трус, трус-белорус на войну собрался, как увидел пулемет, сразу …».
Но предприниматель из Волковыска Николай Автухович – белорус и при этом герой, значит мы не безнадежны...
Павел Шеремет