Интервью единого кандидата от белорусской оппозиции на президентских выборах Александра Милинкевича телевидению Немецкой Волны в рамках визита в Брюссель.
Насколько тяжело вести избирательную кампанию в условиях диктатуры?
Действительно, в Беларуси диктатура и выборы совсем не такие как в демократической стране. Чаще всего уде на выборах не считают голоса. Но для нас очень важно использовать эту избирательную кампанию для того, чтобы прийти к людям, сказать им правду, донести информацию. В стране большой страх. Так сделала власть, но все-таки люди очень сильно хотят жить по-другому. Я думаю, нам удастся донести это слова до наших сограждан.
Каким образом Вы намерены установить контакт с Вашими избирателями?
Действительно у нас давно уже нет доступа к радио и телевидению. Оно монополизировано государством, по ним выступает только один политик. У нас становится все меньше независимых газет. Поэтому главный акцент мы делаем на кампании от двери к двери. Мы едем в маленькие города, большие города, стучимся в двери, и что самое интересное, люди нас хорошо встречают. В каждой третьей квартире, куда мы пришли, за меня отдали подписи, хотя это чревато репрессиями. Вместо необходимых 100.000 подписей мы собрали по всей стране вдвое больше.
В конце октября Вы были избраны единым кандидатом от оппозиции для участия в президентских выборах. Получается, белорусской оппозиции все-таки удалось сплотиться?
Обычно диктаторы объединяются очень хорошо, а демократы умеют это делать очень плохо. Мы шли к этому пять долгих лет, и мы научились объединяться. В нашей коалиции есть и консерваторы, и либералы и социал-демократы. Мы поняли одно: если мы не объединимся, то Беларусь может быть очень долго диктаторской страной, а если будем вместе, то быстро победим. Нас объединила не единая платформа, не единая идеология. Нас объединило то, что мы все хотим жить в свободной демократической стране. Когда будут выборы в новый свободный парламент, быть может, мы и будем конкурировать между собой, но это совсем не страшно.
Насколько белорусское население готово поддержать Вас?
Белорусское общество разделено совершенно ясно на две части. Одна часть хочет жить по-другому, они хотят демократии и перемен. Это люди более образованные и молодые. Вторая часть, это люди, которые хотят сохранить статус-кво. Потому что действительно в стране есть определенные социальные гарантии. Своевременно платят пенсии, хотя они маленькие, но их платят. Небольшая безработица, хотя она чаще всего скрытая. У нас сегодня действительно большинство людей желает жить по-другому, они не хотят жить в страхе и унижении. Кроме того, больше половины людей высказываются за тесное сотрудничество с объединенной Европой.
Испытываете ли Вы давление со стороны официальной власти? Не страшно ли Вам выступать в роли соперника Лукашенко?
Как и каждый нормальный человек, я иногда боюсь, но нахожу мужество, чтобы бороться с этим страхом. Таких как я людей все больше и больше. Просто надоело жить в обстановке, когда у тебя мало перспектив, когда твои дети не хотят уезжать за границу, но здесь не могут найти работу, когда унижают пожилых людей, когда постоянно врут по телевидению, когда страна не развивается, а сама себя изолирует. Свобода никогда не достается как подарок. Даже, если такое случится, она не ценится. Для этого нужно принести определенные жертвы. Да, в нашей стране исчезали политике, у нас есть политические заключенные, людей увольняют с работы за то, что они участвуют в политической жизни. Но борьба за свою страну, за будущее своих детей – это святое.
Какой результат Вы ожидаете 19 марта?
Скажу Вам честно, я абсолютный оптимист, иначе бы не участвовал в этой борьбе. Но по результатам выборов будет как минимум 70 процентов голосов в пользу сегодняшнего президента. Потому что он не любит, когда пишут меньше 70 процентов. Но у нас абсолютно не будет апатии, мы не впадем в депрессию, потому что наша цель – не те цифры, которые объявят на выборах. Наша цель – победить в умах наших сограждан, убедить их, что мы можем и умеем жить по-другому. Я думаю, что на выборах произойдет резкая смена мнения белорусского народа о себе. Народ поверит в свои силы, а не в диктатуру. Я думаю, это будет главный результат выборов.
Возможно ли, по-Вашему, в Беларуси мирная революция?
Мы постоянно говорим, что мы против революции. Мы не хотим, чтобы люди ходили на улицу за демократией. Мы требуем от власти, чтобы она провела законные и честные выборы, чтобы она жила по конституции. Мы предупреждаем власть, если она это не сделает, то люди выйдут на улицу, потому что у них есть честь и достоинство. Они не хотят, чтобы с ними обходились как с животными. И это право каждого человека – защищать себя. Я знаю одно, что это будет выход на улицу абсолютно мирный. Сможет ли это сделать власть, покажет время. Я уверен, что у нее хватит благоразумия вступить в диалог с обществом, иначе она оторвется до конца от людей и эта власть будет самозванцем.
Вы сказали, что многие белорусы видят свое будущее в Европе. Насколько Европа содействует процессу демократизации в Беларуси. Достаточно ли Вам этой поддержки?
Действительно, наши люди хотят быть в Европе. Они и есть в Европе, потому что мы европейская нация, у нас европейская история. Так случилось, что мы пошли немного по другому пути. Я уверен, что мы вернемся на пусть европейской цивилизации целиком. Да, поддержка Европы для нас очень важна. Прием самыми высокими политическими деятелями объединенной Европы дает нам моральный тонус. Мы вернемся домой, и расскажем людям, что Европа за Беларусь. Она не отгораживается от Беларуси, но хочет, чтобы она была демократической. Европа должна сделать многие изменения для того, чтобы помощь была более эффективной. Просто Европа разучилась работать с диктатурами. Она хорошо работает со странами на пути демократии. А с диктатурами нужно работать по-другому. Следует разделить страну на две части – власть, которая не хочет жить по демократическим законам, и общество, которое хочет жить в демократии. Нужно работать с гражданским обществом, с теми, людьми, которые в общественных организациях, с профсоюзами, партиями, масс-медиями. И тут у Европы – огромное поле работы
Как Вы относитесь к санкциям Запада по отношению к Беларуси?
Санкции – это очень сложный вопрос. Часто получается, что экономические санкции больше бьют по простым людям, а режим иногда даже радуется этим санкциям и начинает бешеную пропаганду, якобы в Европе нас никто не ждет, в Европе у нас враги, давайте изолироваться от всего этого. Европа пошла не по тому пути. Надо каждый раз помнить, что мы имеем дело с жесткой пропагандой. И противопоставить ей что-нибудь другое нам нелегко. Я за санкции индивидуальные. Например, чиновники, которые открыто нарушают белорусские законы, мешают во время выборов, выгоняют студентов из университетов за инакомыслие. Таких людей надо просто лишать визы. Это очень действенное оружие – эти люди морально подавлены, наказаны за свое поведение. Для простых де людей необходимо облегчить визовый редим. Поверьте мне, белорусы массово не побегут в Европу. Они очень любят свою землю. Они съездят в Европу, увидят, что можно жить иначе, и лучше жить иначе. Они вернутся назад и помогут демократическим силам построить эту жизнь.
Какую роль играет при этом Россия? Можно ли сказать, что Лукашенко остается у власти только потому, что его поддерживает Путин?
Действительно, было бы хорошо, если бы Россия помогла процессу демократизации нашей страны. Пока что, к сожалению, это не так. Путин поддерживает Лукашенко тем, что Беларусь получает очень дешевый газ. Это огромная поддержка в виде 3 миллиардов долларов в год. Безусловно, это позволяет решать социальные напряжения в стране. Я не говорю, что этот газ обязательно необходимо продавать по дорогой цене. Но это как наркотическая игла, потому что в ближайшее время Россия вступит в ВТО, и там цены будут реальные, и для России, и для Беларуси. А Беларусь не готова к этому. Я думаю, сразу после выборов, цена на газ в Беларуси будет расти. Одна из причин, по которой выборы были перенесены, потому что пока еще есть дешевый газ. Сразу после Конгресса демократических сил мы самый первый свой визит сделали именно в Москву. Мы приехали туда, чтобы сказать, что мы не враги в России. В Беларуси не может выиграть человек антироссийского направления. Очень важно, чтобы Россия понимала, что ля нас независимость страны – это абсолютная ценность, и мы хотим сохранить независимое государство и построить с Москвой самые лучшие отношения. Беларусь должны быть надежным мостом между Востоком и Западом. Это транзитная страна, и в этом заинтересован и Запад, и Москва. Я думаю, что и они же заинтересованы в установлении демократии в Беларуси.