"Введение земельного налога на трубопроводы - это новое белорусское изобретение, которого нет нигде в мире", - так прокомментировал президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев подписанный А.Лукашенко указ о введение арендной платы за земли лесного фонда, по которым проходят том числе и российские газо- и нефтепроводы.
"Видимо, оно носит психологический, принципиальный характер. Это проверка - как "съест" это изобретение мировая правовая система, поскольку этого нигде нет", - сказал Радио "Маяк" российский экономист.
В свою очередь, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что именно белорусские экспромты заставляют Россию всерьез рассматривать альтернативные маршруты транспортировки энергоносителей в Европу.
"Президент Беларуси, к сожалению для нас, все никак не может успокоиться. В голову ему лезут мысли, как еще получить дополнительные деньги с российского бизнеса, осуществляющего экспорт нефти и газа через белорусскую территорию. В такой ситуации нашим компаниям будет сложно выполнять взятые ими на себя обязательства", - заявил Симонов.
Он также не исключил, что вопрос о стоимости российского газа, поставляемого в Беларусь, опять может появиться в повестке дня белорусско-российских отношений.
"Если человек постоянно выдумывает, откуда еще взять деньги, какие еще налоги из пальца высосать, ответ должен быть симметричным", - считает российский эксперт.
"И еще один важный вывод заключается в том, что необходимо осознать, наконец, что такие страны, как Украина и Беларусь, создают угрозу нашему транзиту в Европу. Это нужно понять и нам, и нашим европейским партнерам", - заявил Симонов.
Напомним, что это не первое новшество, изобретаемое белорусскими властями. Так, в январе нынешнего года Беларусь уже попыталась внести свой вклад в мировую правовую систему, придумав таможенную пошлину на транзит российской нефти. Тогда Россия не позволила Беларуси создать "международный прецедент": пошлину пришлось отменить через 10 дней после ее введения.
Вчера белорусские власти вновь попробовали свои силы в мастерстве вышибания чужих денег.