Экс-глава миссии ОБСЕ в Минске Ханс-Георг Вик назвал решение А.Лукашенко предоставить политзаключенному Александру Козулину краткосрочный отпуск «абсолютно нормальным, не экстраординарным, но гуманным шагом», заявив при этом, что «Лукашенко пытается создать видимость демократизации в стране». Собственно высказывание г-на Вика как нельзя лучше характеризует противоречивую политику, проводимую Евросоюзом в отношении белорусского режима – «Знаем, что диктатор, но диалог налаживать будем».
«Этот жест (об отпуске Козулину) президента Александра Лукашенко полностью соответствует проводящейся в последнее время политике белорусских властей. Я имею в виду, прежде всего, досрочное освобождение некоторых политзаключенных. Это абсолютно нормальный, не экстраординарный, но гуманный шаг, который, кроме всего прочего, предусмотрен действующим законодательством. Я думаю, что, поступая так, Александр Лукашенко пытается показать, что он идет навстречу пожеланиям Евросоюза. В этой же плоскости лежит и нынешняя ситуация с Козулиным», - заявил в интервью Немецкой волне Ханс-Георг Вик.
Он выразил надежду на досрочное освобождение политзаключенного, но не стал прогнозировать, как скоро это может случиться.
«Пока Козулина освободили только на три дня, чтобы он простился с женой. Последуют ли за этим какие-то еще действия, я судить не берусь. Я надеюсь, что его освободят досрочно. Но проблема в том, что у Александра Лукашенко личные счеты с бывшим кандидатом в президенты Александром Козулиным», - подчеркнул бывший глава миссии.
«Конечно, то, что случилось с Козулиным, невозможно в демократических странах, а в Беларуси это далеко не первый случай. В то же время, нельзя исключить, что при особых обстоятельствах ситуация с освобождением Козулина изменится коренным образом, как это уже случилось с другими политзаключенными», - предположил Ханс-Георг Вик.
Однако, затем он высказал мнение, полярное тому, что он сам озвучил в отношении ситуации вокруг Козулина.
«Лукашенко пытается создать видимость демократизации в стране. При этом, я не считаю, что его последние действия – это шаги в сторону реального улучшения ситуации в стране. Он совершает такие шаги, чтобы привлечь внимание Запада», - заявил г-н Вик.
Собственно, сам Лукашенко даже не скрывает, что ведет игру с Западом, идя «навстречу пожеланиям Евросоюза».
«Если где-то мы идем на компромиссы, как в последнее время с Европейским союзом, то я бы не сказал, что мы поменяли вектор нашей внешней политики и пытаемся, как некоторые говорят, заигрывать с Западом», - заявил вчера Лукашенко. - «Но, если что-то противоречит нашему законодательству - как бы на нас не давили, и нас не травили, мы на это не пойдем и от своей позиции принципиально не отступим».
Выходит, что проводящаяся «в последнее время политика белорусских властей» направлена лишь на «создание видимости демократизации» в Беларуси, «абсолютно нормальный, не экстраординарный, но гуманный шаг» был сделан только ради очередной попытки «привлечь внимание Запада».
В этом случае сложно понять, о каком гуманном шаге и почему говорят представители Европы, учитывая к тому же, что большинство соратников Козулина не усмотрели гуманизм в действиях белорусских властей.
Но Ханс-Георг Вик ответил и на этот вопрос: все дело – «в особых обстоятельствах», которые он, к сожалению, не назвал. Но представители белорусской общественности и оппозиционные политики уже называли эти обстоятельства – отмена экономических санкций в отношении Беларуси или отказ от введения этих санкций в будущем, сокращение списка невъездных в ЕС белорусских чиновников и европейские инвестиции.
В общем все свелось к деньгам, а потому, направив друг на друга пистолеты под столом, Лукашенко и Евросоюз тянут друг к другу свободную руку над столом – чего только не сделаешь ради «особых обстоятельств».
Именно ради «особых обстоятельств» Запад упорно не признает, что Лукашенко понимает лишь язык силы, а белорусский режим подкармливает Евросоюз периодическим освобождением политзаключенных.
Такой спектакль может продолжаться сколь угодно долго. Проблема лишь в том, что гражданам Беларуси уже изрядно поднадоела эта сценическая постановка, и обе стороны будут вынуждены изменить сценарий.