Основное требование, которое белорусские власти выдвигают перед Евросоюзом в обмен на освобождение белорусских политзаключенных, заключается в отмене политических санкций Запада. Беларусь настаивает на сокращении наполовину списка белорусских чиновников, которым запрещен въезд в страны ЕС.
Именно такое требование озвучил министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов на обеде с послами стран ЕС. Рабочая встреча, в ходе которой министр вел себя «заносчиво, высокомерно», прошла 22 февраля в одном из посольств в Минске.
«Мы будем приветствовать, если из списка не выездных будет исключена по меньшей мере половина чиновников, но, самое важное, верхняя половина списка», - сказал белорусский министр.
Евросоюз в апреле 2006 года утвердил список белорусских чиновников, которым было запрещено выдавать как шенгенские визы, так и национальные визы любой из стран ЕС. Евросоюз пошел на введение визовых ограничений в отношении руководства Беларуси в ответ на "ущемление прав оппозиции" и президентские выборы, которые по оценке ЕС и ОБСЕ, не соответствовали международным демократическим нормам.
В «верхней» половине списка упоминаются такие известные белорусам фамилии как Лукашенко, Невыглас, Петкевич, Рубинов, Пролесковский, Радьков, Русакевич, Голованов, Зимовский, Чергинец, Костян, Лозовик и т.д.
Между тем, Мартынов не стал выдвигать требование по отмене экономических санкций. Как известно, в мае 2006 года ЕС расширил санкции против руководства Беларуси, заморозив счета А.Лукашенко и других белорусских чиновников в европейских банках.
Также, Мартынов не затронул тему возможного присоединения ЕС к экономическим санкциям, введенным США в отношении Беларуси. По-видимому, белорусские власти уверовали в то, что нетронутая приватизацией Беларусь представляет огромный интерес для европейского бизнеса, а потому он (бизнес со своими инвестициями) никуда не денется.
Министр дал понять, что сегодня Беларусь стоит перед выбором, по какому пути развивать отношения со странами ЕС, и «не только из-за освобождения отдельных персон».
«У ЕС мы ничего просить не будем», - заявил Мартынов послам.
Он также отметил, что Беларуси не нужен никакой офис Еврокомиссии, но «если ЕС хочет, то Беларусь удовлетворит это желание».
Однако во время обеда с послами Мартынов отказался обсуждать освобождение Козулина.
«Давайте не будем торговаться. Это было наше личное решение. Козулин получил возможность, но отказался», - заявил Мартынов.
Министр в резкой форме поинтересовался, где послы получили информацию о том, что в Беларуси есть политзаключенные.
«Никогда такого не было, и быть не может», - заявил Мартынов. – «В Беларуси нет политических статей, и все были посажены согласно уголовному кодексу».
Выслушав возражение, что страны ЕС и США, другие демократические страны и международные организации относят таких узников к разряду политзаключенных, а, значит, не исключен некий перегиб в белорусском законодательстве, белорусский министр заявил: «Это ваша проблема».
Мартынов весьма своевременно озвучил требование белорусских властей по сокращению списка не выездных чиновников. Это связано с тем, что Евросоюз ежегодно пересматривает свое решение о санкциях, срок действия которых заканчивается 10 апреля 2008 года. В ближайшие дни ЕС предстоит решать свою «проблему» - выбирать между отменой (сокращением) санкцией, что вряд ли приведет к потеплению политического климата в стране, или их продлением, настаивая на освобождении политзаключенного Александра Козулина, проведении прозрачных парламентских выборов и т.д.