В минувшее воскресенье в Минске состоялось расширенное заседание Политсовета Объединенных демсил Беларуси (ОДС), в ходе которого белорусская оппозиция пыталась отыскать свое место на политическом поле Беларуси в связи с резким изменением вектора внешней политики страны. Этот вопрос естественно рассматривался с точки зрения дальнейшего участия оппозиции в парламентских выборах.
Не бойкот, а снятие
Лидерам ОДС предстояло сделать выбор – или так называемый бойкот, который по мнению отдельных политиков должен привести к общему непризнанию итогов выборов, а, значит вернуть ОДС место за столом переговоров белорусских властей с Западом и США; или продолжение избирательной кампании в надежде за оставшийся месяц на практике доказать западным партнерам неспособность Лукашенко выполнить обещания по проведению в стране «честных и свободных» выборов.
Следует отметить, что и в одном и в другом случае вероятность заполучить обратно роль посредника в переговорах была крайне мала. Это хорошо понимают и лидеры ОДС, взяв тайм-аут – решение будет принято на заседании Политсовета ОДС 21 сентября, то есть за неделю до голосования.
В общем надо тянуть время и за оставшийся месяц найти любую возможность заставить власти обратить на себя внимание. Лидер оппозиционной ПКБ Сергей Калякин, о котором коллеги по оппозиции говорят не иначе как о главном боссе всех ОДС, предложил нижней палате парламента в экстренном порядке ратифицировать Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.
По его словам, в Конвенции много «хороших позиций», в частности касающихся прав наблюдателей.
«Ратификация конвенции будет способствовать тому, что демсилы получат реальные права для контроля над избирательным процессом», - не скрывает свои цели оппозиционный политик.
При этом речь уже идет не о бойкоте, а о простом снятии оппозиционных кандидатов с выборов.
Компромисс «зрелого» политика
«Бойкот выборов может превратить ОДС в диссидентское движение либо вообще привести к его распаду», - заявил лидер ОГП Лебедько.
В этом, по его словам, заинтересованы власти, часть международного сообщества, которая готова сегодня вести диалог с Лукашенко, а также некоторое количество представителей оппозиции, которые выпали из процесса принятия решений.
При этом политик считает, что сегодня ОДС должны не только противопоставлять себя власти, но и искать с ней компромисс. Следует отметить, что поиск компромисса идет в разрез с принятой ОДС накануне выборов стратегией – выдвижение на каждом избирательном участке единого кандидата от оппозиции в противовес кандидату от власти или, говоря иначе, прямое столкновение «лбами».
ЗАО «БНФ»
Ошибочность принятой стратегии, о которой косвенно высказался Лебедько, открыто признала партия БНФ, приняв накануне 30 августа решение о снятии своих кандидатов в депутаты с выборов за пять дней до голосования – 23 сентября.
«Власть необходимо уже сейчас ставить перед выбором, хотят они, чтобы итоги выборов были признаны или нет», - пояснил решение БНФ ее лидер Леонид Борщевский.
Перенос принятия решения ОДС на 21 сентября он назвал неспособностью коалиции к радикальным решениям.
«ОДС – отличная структура в промежуточный между выборами период. Но когда наступают периоды политических обострений, то ОДС не является эффективной структурой.., (способной) принимать радикальные решения», - сказал лидер БНФ.
Впрочем, позиция БНФ продиктована итогами регистрации кандидатов в депутаты. Как уже отмечалось, БНФ относится к числу наиболее «пострадавших» партий. Фактически, это единственная партия, представители руководства которой – зампреды Вечерко и Ивашкевич – были лишены возможности продолжить избирательный марафон. В такой ситуации партия даже теоретически вряд ли может допустить возможность, что кто-то из членов БНФ, а не представители руководства, пройдет в новый состав парламента.
Как уже отмечалось, парламентские выборы могут стать последним проектом оппозиции, в котором БНФ участвует в составе ОДС. Однако, «развод» уже состоялся, что подтверждает принятое 30 августа решение Сойма БНФ.
«Когда ОДС не принимает никакого решения, так что – и партиям не принимать никакого?» - отметил Борщевский.
Следует отметить, что избранный председателем партии на декабрьском съезде (2007 года) «компромиссный» Борщевский великолепно справился со своей ролью, умело отстаивая интересы менеджмента ЗАО «БНФ». Ведь у партии, а точнее ее руководства, в отличии от ОДС совсем иная цель – выход на «IPO» к президентским выборам 2001 года. А парламентские выборы – это так, очередной неубыточный проект.
Хата с краю
Примерно в таком же ключе участвует в избирательном проекте ОДС и движение Александра Милинкевича «За Свободу». Его интересы на всякого рода заседаниях и встречах представляет зампред движения Виктор Корнеенко.
Милинкевич уже давно начал свою президентскую кампанию, а потому судьба парламентских выборов в движении никого особо не волнует. По словам Корнеенко, «За свободу» поддержит любое совместное решение ОДС.
Но поскольку избирательная кампания в «палатку» используются как возможность работы с избирателями, Корнеенко высказал мнение, что снятие кандидатов ОДС с выборов не вызовет сейчас большого резонанса среди населения.
Вполне логично – ведь на счету каждый день легальной работы с электоратом.
Вовремя продаться
Но есть и еще один политический субъект ОДС, которому действительно «до лампочки», когда и какое решение примут ОДС – БСДП(Г), нынешний руководитель БСДП(Г) А.Левкович не страдает бессонницей из-за дилеммы - бойкотировать выборы, снимать кандидатов или идти до конца. Он свое дело сделал – убрал с должности председателя бывшего политзаключенного А.Козулина и «сдал» партию в «умелые руки», так что теперь пусть голова болит у хозяина – ОДС или не ОДС, Конгресс левых партий или еще какой-нибудь «белорусский интернационал».
Подводя итог, возникает ощущение, что ОДС воюют не только за место на переговорах властей с Западом и США. Одна из главных причин появления идеи насчет возможного снятия оппозиционных кандидатов с выборов за несколько дней до голосования заключается в том, что, ознакомившись с итоговыми проколами, западные партнеры, не говоря уже о властях, попросту откажутся воспринимать ОДС как некий политический субъект: одно дело – заниженные результаты голосования, другое – отсутствие поддержки со стороны населения как таковой. Может пора отказаться от писем в администрацию, а плотнее поработать с Лидией Ермошиной? Есть и еще причины не политического характера.
И все же, есть у оппозиции еще один вариант – независимо от итогов голосования отработать оставшийся месяц по полной, на все 100%, так, чтобы электорат не только узнал о том, что в стране 28 сентября будут выборы в парламент (многие об этом до сих пор просто не знают), но и о том, что в стране действительно существует некая иная сила и мнение, которое заметно отличается от белорусского телевещания.
Вот только сможет ли? Отвыкли...