Последнее обновление: 25.11.2024 11:54

Всеобщая иллюзия прав человека

Был век великих иллюзий, иллюзий о мире, навеки лишенном войн и справедливом для всех. Только-только начала работу Организация Объединенных Наций, которая, казалось, должна была избежать слабостей провалившейся Лиги наций. В тот век, 60 лет назад, 10 декабря 1948 года, резолюцией 217 А, Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. А в 1950 году ООН учредила праздник - День прав человека, отмечаемый в день принятия Декларации.

Праздновать на сегодняшний день особо нечего. Всеобщая декларация – не первый из прекрасных идеалистических документов, показывающих человечеству, каким должен быть настоящий, справедливый, правильный мир. И если бы эти принципы соблюдались всеми, то «не было бы в том царстве ни холода, ни зноя, ни старости, ни смерти, ни зависти зловредной». Эта цитата – не из Декларации (кстати, основной ее автор – ныне редко вспоминаемый канадец Джон Питер Хэмпри), а из молитвы великого иранца Заратуштры. Который тоже сказал немало правильных слов о том, как все должно быть. Но, увы…

Считается, что Декларация – чисто рекомендательный документ. Это не совсем так. На основании него строятся, например, два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Здесь, вроде бы, предусмотрены санкции за их невыполнение. И, тем не менее, получилось «как всегда».

«Как всегда» - потому что этический документ, то есть тот, который предписывает определенные параметры отношений между людьми, не раз в истории поддерживался всей мощью того или иного государства или целой цивилизацией. Этическим документом можно считать Священное писание христиан, нормы которого не мог на словах отвергнуть ни один государь европейского Средневековья. Шариат в мусульманском мире – также опыт прямого применения этических и юридических норм из священной книги в практической жизни. Но нормы эти все равно нарушались.

Двадцатый – двадцать первый века век показали не лучший результат в исполнении Всеобщей декларации, чем средние века – результат проведения правительствами в жизнь священных религиозных норм. А если судить по абсолютным цифрам убитых, взятых в рабство, лишенных права говорить на родном языке и так далее, то тут картина нашего времени даже хуже.

Наверное, никто еще не превзошел Адольфа Гитлера в нарушении прав человека. Но и после 1945 года был геноцид в Камбодже и Руанде, события в Ираке и Южной Осетии – и это если говорить только о массовых убийствах, не касаясь иных нарушений прав. Если говорить о юридически закрепленном неравенстве, то тут мы имеем Южноафриканскую Республику (до 1989 года), нынешние Латвию и Эстонию. А если взять те случаи, когда на бумаге все было правильно, а в жизни – издевательство, то тут можно вспомнить СССР и десятки других государств. А если сегодня посмотреть, как соблюдаются права человека где-нибудь в Сомали, и не только там…

Человеческие общества, их массовое сознание, их экономическая реальность и в наше время сопротивляются документам, в которых объясняется, как все должно быть. Этот факт надо просто признавать и исходить из него.

60 лет после принятия Всеобщей декларации показали, как и почему это происходит. На наших глазах завершается великий эксперимент по превращению концепции прав человека – воплощенной в той самой Декларации – в идеологическую дубину для установления господства одной, западной, цивилизации над множеством государств мира. Завершается полным провалом.

Действительно, когда сегодня говорят о нарушении прав человека в любом государстве мира, даже очевидно плохом, то опытные люди лишь криво усмехаются. Потому что слишком много было случаев, когда все начиналось хорошо организованной кампанией насчет нарушений прав человека, а кончалось войной за смену политического режима – притом что противники этого режима нарушали те самые права ничуть не меньше. Югославия и Косово – лишь один пример тому.

Слово «правозащитник» в большей части стран мира стало чуть ли не ругательным. Потому что сложилась некая глобальная правозащитная Аль-Каида, где убийственный идеализм одних идет рука об руку с таким же убийственным цинизмом других. Эта Аль-Каида работает на ту группу государств, которую обычно называют Западом. Распространение идеологии защиты прав человека, демократии и свобод – тройственная формула, на основании которой США попытались, под европейские писки об «односторонности», построить свой, американский мир в 90-е и начале 2000-х годов. Но, так или иначе, эта часть мировой истории – позади, потому что самая сильная страна Запада надорвалась в Ираке, по странному совпадению - колыбели цивилизации. Насаждать же «права человека» без мощных военных и финансовых усилий, как выясняется, невозможно. А каким будет век после мирового кризиса, кто будет править миром – и вовсе неизвестно.

Нет, повторим, ничего нового в использовании высоких идей для достижения вполне практических целей. Когда-то нехристианский характер того или иного государства служил достаточным идеологическим обоснованием для экспедиции против него. Собственно говоря, права человека превратились для многих в новую религию Запада. Симптомы этого налицо, в виде фанатиков, которые произносят слова «права человека» исключительно стоя.

Все это омерзительно и цинично точно так же, как сожжение еретиков на кострах ради высшей формы милосердия - спасения их души. И понятно, что в результате незападный мир стал считать Всеобщую декларацию прав человека (не на словах, но в реальности) как раз не всеобщей, а принадлежащей исключительно евроатлантическому миру.

Появилась Всеобщая исламская декларация прав человека - принята по инициативе Исламского Совета Европы и зачитана 19 сентября 1981 года в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Далее исламская цивилизация приняла, на более поздних международных встречах, еще несколько подобных документов. И не только исламская. Православие, например, в последние годы также включилось в спор, напоминая, что если западная цивилизация на первое место ставит права человека перед обществом и государством, то для православных права многих людей важнее прав одного. Кстати, этот тезис могло бы повторить и любое азиатское общество, от Японии до Сингапура.

Все эти документы ничуть не хуже Всеобщей декларации прав человека. Более того, они на нее очень похожи. Потому что, прямо скажем, отличия в понимании прав человека разными обществами не так уж велики. Человечество, в конце концов, мечтало о таком мире, где соблюдаются права человека, даже не со времен Заратуштры, а раньше. И будет продолжать мечтать.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости



<Ноябрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Общество