Последнее обновление: 27.11.2024 18:00

Рождественская распродажа от Нацбанка Беларуси или рублю приснился «девальвец»

В первый день наступившего 2009 года, ближе к вечеру, когда оклимавшийся от новогодней ночи народ уже выполз к столу и уселся перед телевизорами, Нацбанк сделал то, чего от него ждали последние три месяца уходящего года – девальвировал белорусский рубль на 20%, причем одномоментно.

Как известно, именно таким было одно из требований МВФ, который в канун нового года согласился предоставить Беларуси кредит в 2,5 млрд. долларов под 15-ти месячную программу. До последнего момента представители Нацбанка утверждали, что такое требование МВФ невыполнимо, поскольку приведет к обвалу банковской системы Беларуси. Но коль согласились, значит, дела в белорусской экономики по предварительным итогам декабря обстоят так, что можно смело сказать – да уж и дел никаких нет.

Именно по причине боязни потерять созданную не за один год белорусскую депозитно-кредитную пирамиду и было выбрано наиболее удобное время для официального объявления решения о девальвации, которая была неизбежна и даже прогнозировалась. Очевидно, что Нацбанк принял это решение в течение последних дней ушедшего года, что позволило его сохранить в тайне, но вариант такого решения просчитывался заранее: во-первых Белнефтехим несколько приоткрыл тайную завесу, использовав в декабре при установлении цен на топливо курс в 2450 рублей; во-вторых Нацбанк, рекомендательно запретив выдачу валютных кредитов с 17 декабря, явно намекнул, к чему следует готовиться.

Итак, все оказалось гораздо хуже, чем говорили цифры официальной статистики. Но в первые часы и дни белорусы постарались по максимуму воспользоваться открывшимися возможностями благодаря решению Нацбанка, предоставивший в некоторой степени стране ту прелесть новогодних праздников, которой она была лишена на протяжении многих лет – рождественские распродажи.

Уже вечером 1 января те, кто узнали о девальвации из интернета, смогли немного заработать. Далеко не все банки оперативно отреагировали на девальвацию, а потому в банкоматах курсы повышались с черепашьей скоростью. В банкоматах госбанков можно было пополнить пластик рублями, а в банкоматах коммерческих банков – снять валюту по весьма выгодному курсу. Доходность от таких операций доходила до 20%.

Впрочем эта халява длилась недолго и была доступна далеко не всем. Уже известны случаи, когда банки клиентам, снявшим деньги по карточке 31 декабря 2008 года, выставили 2-5 января новый курс задним числом. Следует отметить, что Отдельные знатоки игорного бизнеса решили посетить казино, где за белорусские рубли покупали фишки, цена которых была рассчитана из курса 2200, на приличные суммы с тем, чтобы через несколько дней обменять эти фишки обратно на белорусские рубли, но уже исходя из курса в 2650 и выше. Желающих попробовать удачу за игорными столами было немного.

2 января в белорусских супермаркетах можно было наблюдать реалити-шоу под названием «трагикомедия белорусской девальвации». Отделы по продаже бытовой техники были буквально атакованы покупателями, которые бились за холодильники, телевизоры и прочие товары, цены на которые 2-4 января технически поменять было невозможно. Ряд частных магазинов объявил о внезапном переучете, а потому толпы желающих поймать халяву за хвост ринулись в те места, где продолжалась торговля в обычном режиме.

Возникло ощущение, что не курс рубля рухнул в Беларуси, а сама страна рухнула во времена «совка» с его дефицитом на потребительские товары: из «Короны» (супермаркет в центре Минска) выкатывали тележки с плазменными панелями, покупатели срывали ценники с холодильников импортного производства и, обнимая стиральную машину с криком «Это моя» дожидались оформления в многочасовой очереди. У касс рыдали женщины, «поспешившие» приобрести себе подарок на новый год за пару дней до девальвации.

При всем при этом, уже 2 января в обменниках можно было наблюдать очереди желающих купить доллар по курсу 2700(2703). Спрос на валюту был немалым, что заставило банки пересмотреть курсы еще в период праздничных дней, увеличив покупку с 2600 до 2680 рублей.

Однако, в целом страна стала дешевле на 20% в рублевой массе, что по замыслу МВФ и Нацбанка должно снять определенное давление с валютного рынка.

Первые пострадавшие – все население страны, чьи зарплаты упадут как минимум на 10% в долларовом эквиваленте – минимальная зарплата была повышена с 1 января лишь на 10%.

Вторые – те доверчивые вкладчики, которые как промакашка впитывали в себя заверения официальных чиновников, льющихся с экранов ТВ, о том, что все будет «добра» и стабильно; те, у которых от ставок по рублевым депозитам заходил ум за разум и не услышавших советы знакомых хотя бы перевести рублевые депозиты в валютные.

Третьи – импортеры, которые на 31 декабря имели дебиторскую задолженность, то есть поставили товар, но деньги еще не получили. У большинства импортеров такая задолженность софрмирована из долгов госпредприятий и госрганов. Остальные импортеры, конечно же провели переоценку, но им следует гтовиться к тому, что это придется делать чуть ли не каждый день.

Четвертые– это все население страны, которое уже через пару недель ощутит на себе девальвацию в виде повышения цен на белорусскую продукцию. Заверения г-на Дроздова из Нацбанка о том, что для инфляции нет никаких предпосылок, можно смело засунуть, причем плашмя, в ту самую дырочку, из которой изрыгается весь душок белорусской пропаганды о стабильности. После того, как белорусы покрывали за свой счет якобы убытки экспортеров нефтепродуктов, компенсировали потери экспорта производителей мясомолочной продукции и бытовой техники и т.д., можно утверждать, что такая практика продолжится и в текущем году. Цены на все белорусское добро вырастут уже в ближайшее время под соусом, что резко выросли затраты в рублевом эквиваленте на производство чудо-товаров и продуктов питания из-за резкого роста, опять же в рублях, энергоносителей и т.д.

Пятые – весь бизнес, который из-за того, что ставки аренды в стране установлены в евро (в гробу видали мы этот «евро»пейский выбор), выложит уже в январе на 20% за то, чтобы иметь юридический адрес – тот самый административный препон, который никто отменять не собирается. И грош цена недавнему указу Лукашенко о минимальном сроке аренды в 3 года – документ можно смело отправить в уже упомянутую дырочку или в срочном порядке готовить новый документ, предусматривающий 20% снижение базовых ставок по аренде.

Шестые – получатели валютных потребительских кредитов, которые планировали погашать их за счет рублевых доходов и через покупку валюты в обменниках (других по идее в стране нет, как нет черного рынка и зарплат в конвертах).

Седьмые – застройщики жилья. Застройщики коммерческого жилья уже столкнулись с тем, что не могут реализовать квартиры из-за высокой стоимости. И хотя риэлторы утверждали, что цены на жилье снизились на каких-то жалких 0,5-1%, реально ситуация была несколько иной. Риэлторы предлагали квадратный метр жилья в панельных домах по цене 1700-1800 долларов, в то время как застройщики уже были готовы отдавать жилье по 1100-1200 долларов за квадрат.

Учитывая, что цены на строительство жилья нуждающимся были утверждены в рублях в ноябре минувшего года, квадратный метр бюджетного строительства в долларах подешевел на 20%, что автоматически приведет к снижению долларовых цен на коммерческое жилье. Однако, даже такое снижение вряд ли подхлестнет спрос на квартиры. В результате застройщики останутся без оборотных средств и будут вынуждены заморозить действующие стройки, не говоря уже о каких-то новых проектах.

Восьмые – счастливые обладатели квартир и иного жилья. Цены на услуги ЖКХ, отопление, электроэнергию не заставят себя долго ждать и уже в ближайшее время будут повышены в очередной раз, опять таки в рублевом эквиваленте. Кроме того, не стоит забывать, что в списке требований от МВФ значилась и 100% оплата населением услуг ЖКХ с отказом от бюджетного субсидирования этой отрасли. Так что к очередному траншу МВФ белорусские власти могут вполне созреть и для этого шага в сторону рынка.

В общем, перечень можно продолжать, однако следует затронуть и тех, кому якобы данное решение очень выгодно – экспортеров. Причем речь идет не о Беларускалии и экспортерах нефтепродуктов – две трети экспорта Беларуси не зависят от курса белорусского рубля, а от мировой конъюнктуры. Речь идет о производителях промышленной продукции и продовольствия, чья продукция реально подешевеет в валютных ценах – МТЗ, МАЗ, БМЗ и многочисленные производители продуктов питания.

Но… Сегодня можно утверждать, что данная девальвация, как отдельно принятое решение, неспособна изменить само главное – создать спрос на белорусскую продукцию у зарубежных покупателей. Кризис не прошел и даже не нащупал дно на рынках стран – основных покупателей белорусской продукции. А потому в России, мягко говоря по барабану, сколько стоит МАЗ или холодильник Атлант – на 20 или пусть на 50 процентов дешевле. Не до нее сегодня. И сколько бы Лукашенко не утверждал, что белорусские «рукамиводители» не умеют торговать, покупателей от этого не увеличится.

Решение о 20% девальвации рубля не может решить проблему стабильной экономической модели, даже принимая во внимание отдельные решения белорусских властей, направленные на так называемую либерализацию экономики. Так фактически потеряло смысл постановление Совмина, разрешающее предприятиям торговать продукцией на внутреннем и внешнем рынке по ценам, учитывающим конъюнктуру рынка, вплоть до убытка. Если сравнивать это постановление по силе с решением Нацбанка о девальвации, о сегодня речь должна идти о том, чтобы вообще упразднить департамент по ценообразованию при Минэкономики – небольшого отдела, регулирующего цены естественных монополий вполне будет достаточно.

То же самое касается и указа о проверках. После одномоментной 20% девальвации определенное количество субъектов хозяйствования встанет перед вопросом – закрываться или нет. Поскольку проверять скоро будет некого, то следовало вместе с однобоким мораторием на проверки ликвидировать и Госконтроль. Вернее вернуть этому контролирующему органу его первозданный вид – контроль исключительно над расходованием бюджетных средств, и уж тем более не расширять его полномочия.

Еще там указы об упрощенной системе налогообложения и тому подобный чиновничий креатив, от которого сегодня толку как от козла – молока. Если власти сохранят социальную направленность экономики, то и решение о 20% девальвации попадет в разряд уже упомянутых документов из серии – хотели как лучше, а получилось …

Девальвация способна помочь экспортерам и в некоторой степени оздоровить ситуацию в экономике при условии, что предприятия получают максимум свободы в своей экономической политике – возможность остановки или сокращения производства, увольнение всех ненужных или лишних работников (на ряде предприятий – до 60%) и т.д. Государство в этом случае может помочь лишь тем, что в январе еще раз пересмотрит свои подходы к налогообложению, в том числе и в первую очередь ко всякого рода отчислениям во внебюджетные фонды, а также обязуется оказать помощь в трудоустройстве уволенных с производств сотрудников.

Работа большинства белорусских гигантов на склад при сохранении нынешней численности персонала и выплатой в полном объеме зарплат приведет к росту рублевой денежной массы и очередному давлению на валютный рынок. Ведь валютная выручка при низких ценах на калий и нефтепродукты от этого не увеличится, в то время как «божеская» цена на газ в 2009 году никак не означает $47 долларов за тысячу кубометров – $140 на первый квартал 2009 года уже будет огромным достижением белоруской «семашкиной» дипломатии.

В результате уже к лету будет стоять вопрос о необходимости проведения еще одной одномоментной девальвации рубля.

Страна еще будет раскачиваться и переварить решение Нацбанка до следующего понедельника. У властей еще есть неделя на то, чтобы подумать над тем, как ряд решений декларативного характера превратить в реальные меры по борьбе с кризисом и его последствиями. Иначе уже скоро страну ждет очередной девальвец рубля, если вообще не новая буква русского алфавита - «П» с хвостиком от «Ц».

Белорусам за предстоящую неделю предстоит также хорошо подумать на вопросом «Как быть – как жить». Но наслаждаясь неделей рождественских распродаж от Нацбанка, следует хорошо задуматься над вопросом «А так ли уж нужен тот холодильник со скидкой в 20% в пересчете на валюту, если через пару месяцев не будет тех рублей, за которые можно этот холодильник наполнить».

С Новым курсом и Новым годом, который уже никак не будет похож на ушедший – Нацбанк гарантирует.



<Декабрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Январь 2009>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Экономика