Народный банк Китая и Национальный банк Республики Беларусь сегодня объявили о заключении двустороннего Cоглашения о проведении валютной сделки swap для содействия двусторонней торговле и инвестициям в целях экономического развития двух стран.
Как сообщила пресс-служба Нацбанка РБ, в рамках соглашения Беларусь получит 20 миллиардов юаней (Ренминби) в обмен на 8 триллионов белорусских рублей. Соглашение подписано на 3 года и может быть продлено по взаимному согласию сторон.
Таким образом, Беларусь и Китай фактически с сегодняшнего дня переходят в двусторонней торговле на расчеты в национальных валютах. Беларусь будет оплачивать китайский импорт юанями – речь идет о поставках технологического оборудования, и в первую очередь оборудования для модернизации цементных заводов. Китай за белорусские товары будет платить «белками» - основу белорусского экспорта составляют поставки калийных удобрений.
По итогам 2008 года доля Китая во внешнеторговом обороте Беларуси составила 2,8%. Беларусь поставила в Китай товаров на сумму 623,9 млн. долларов (январь 2009 года – $9,3 млн.), импортировав при этом на сумму $1414,8 млн. (январь 2009 года – $71 млн.). Отрицательное сальдо в торговле с Китаем составило $790,9 млн. долларов (январь 2009 года – $61,7 млн.
При условии сохранения на ближайшие 3 года абсолютных (денежных) параметров внешней торговли предоставленных Беларуси в рамках сделки 20 млрд. юаней хватит максимум на 2 года, в то время как Китай не сможет освоить весь объем полученных белорусских рублей и предъявит их по истечению срока соглашения к выкупу. То есть по сути речь идет о своеобразном кредите.
Учитывая состояние золотовалютных резервов Беларуси, данная сделка безусловно очень выгодна белорусской стороне, поскольку как минимум на ближайшие 2 года снизит давление (спрос) на внутреннем валютном рынке на сумму в 1,5 млрд. долларов. В ближайшее время на БВФБ начнутся торги китайским юанем, однако следует отметить, что китайская валюта будет продаваться только под контракты с китайскими предприятиями, но никак не для расчетов с 3-ми странами.
Безусловно, модернизация предприятий на фоне кризиса – весьма похвальное начинание. Однако тот факт, что речь идет о поставках китайского оборудования, не внушает особого оптимизма. И хотя Китаю удалось за последние несколько лет несколько снизить негативный смысл слова «китай» (в смысле – плохое качество) - сегодня в КНР работает масса предприятий, обсуживающих всю планету качественной продукцией, тем менее количество компаний, работающих по принципу «главное – низкая цена», при этом также не уменьшилась.
Претензии скорее не к китайскому качеству товаров, а к подходам белорусских чиновников и госпредприятий-импортеров, работающих по своему принципу «чем больше сэкономил, в том числе и в ущерб качеству, тем больше помог родине». С таким подходом и без того низкое качество продукции белорусских предприятий, модернизированных за счет поставок найденного на китайских свалках оборудования, может и вовсе упасть ниже плинтуса.
Есть и еще один аспект, связанный с заключенной сегодня сделкой. Благодаря swap, Нацбанк РБ по итогам марта существенное увеличит свои ЗВР в национальном определении. По стандартам МВФ, китайская валюта не включатся в состав ЗВР. Между тем, в Нацбанке пояснили, что МВФ весьма нормально относится к включению в ЗВР (пусть и в национальном определении) валют стран – основных торговых партнеров.
Впрочем доля Китая в внешнеторговом обороте Беларуси, как уже отмечалось оставляет всего 2,6%, что вряд ли позволяет называть Китай основным торговым партнером.
Однако, следует отметить, что у белорусских властей уже нет реальных возможностей по привлечению иных внешних кредитных ресурсов в страну, и Минск был вынужден обратиться за помощью к Китаю. В то же время в Нацбанке отметили, что сделка swap ни коем не является заменой некому гипотетически возможному кредиту в российских рублях.
Между тем, эта занимательная сделка между Пекином и Минском не является спасением или даже облегчением для белорусской экономики, поскольку не решает главный вопрос – рост потребительского спроса как на внешних рынках, так и внутри страны.