Беларусь в лице концерна "Белнефтехим" утверждает, что российская нефть поступает на белорусские НПЗ в необходимом объеме, опровергая таким образом появившиеся накануне заявления представителей двух крупных российских компаний.
"Информация (о прекращении поставок) не соответствует действительности, нефть поступает в Белоруссию и для транзита, и для переработки", - цитирует РИА Новости пресс-секретаря Белнефтехима Марину Костюченко.
По ее словам, отсутствие соглашения об условиях поставки нефти и ее транзита на 2010 год не сказалось на работе двух НПЗ.
"Все нефтеперерабатывающие заводы работают в прежнем режиме", - заявила Костюченко.
В минувшее воскресенье представители двух крупных российских компаний заявили, что Россия прекратила поставку нефти на белорусские НПЗ, запасов собственного сырья у которых хватит на неделю.
Следует отметить, что НПЗ в ином режиме кроме как «в прежнем» работать попросту не могут, поскольку нефтепереработка является непрерывным производством. В случае, когда заканчивается сырье, НПЗ переходят в режим рециркуляции – смешивают готовые нефтепродукты и загоняют смесь в систему вместо сырой нефти, поскольку реальная остановка производственного процесса является слишком дорогостоящей процедурой. Белорусские НПЗ уже «откатали» такую схему работы во время первой нефтяной войны в январе 2007 года.
Что же касается непрекращающихся поставок нефти на белорусские НПЗ, то пресс-секретарь Белнефтехима также не могла сказать ничего иного кроме утверждений о том, что «нефть поступает в Белоруссию и для транзита, и для переработки». В противном случае Костюченко пришлось бы опровергнуть прозвучавшие в канун нового года заявления высокопоставленного источника из белорусской делегации.
«По балансу в январе импорт нефти из России должен составить более 1,5 миллиона тонн. По состоянию на 31 декабря… мы получили подтверждение, что уже на 1,126 млн. т нефти нефтяные компании получили предоплату… российская сторона должна выполнить свои обязательства», - заявил представитель белорусской делегации.
Эта информация вызывает ряд вопросов, а именно – кто поставляет нефть в Беларусь, если вообще поставляет, и на каких условиях. При этом, проблема несанкционированного отбора нефти из трубы судя по молчанию в Европе и в Москве пока не стоит на повестке дня.
Напомним, что в декабре 2009 года вице-премьер РФ Игорь Сечин доступно разъяснил возможную схему поставок нефти в начале 2010 года, позволяющую продлить нефтяные переговоры между Россией и Беларусью. Суть этой схемы базируется на предложении РФ поставить в Беларусь беспошлинно 5-6 млн. тонн в 2010 году, осуществив поставку этого объема в течение января-февраля 2010 года на основе межправительственного протокола. Поставщиком нефти с российской стороны была определена компания «Транснефть».
Поскольку уже в середине декабря было понятно, что нефтяные переговоры не закончатся в 2009 году, то участие иных поставщиков нефти в Беларусь в январе и не предполагалось – все поставки были закрыты декабрем 2009 года. Все плясало от наличия протокола: есть протокол – Беларусь получит 5-6 млн. тонн без пошлины, нет протокола – экспортная пошлина взимается со всего объема нефти поставляемого Транснефтью в РБ.
Поскольку у белорусской делегации 31 декабря не хватило «полномочий» на подписание протокола, с 1 января 2010 года Транснефть только могла осуществлять поставки нефти в Беларуси со 100% экспортной пошлиной, что автоматически требовало пересмотра якобы «предоплаченных» 1,126 млн. тонн нефти.
Не случайно, 2 января белорусские переговорщики отправились не на поиски Сечина, а в компанию Транснефть. Как сообщил вице-президент "Транснефти" Михаил Барков, к ним на переговоры приехали высокопоставленные представители Беларуси.
"Состав серьезный, уровень правительственный", — заявил 2 января Барков, однако он не сообщил детали переговоров.
На том тема переговоров в Транснефти резко угасла, и на следующий день, 3 января, о ней никто не упоминал. Однако до сих пор нет информации об итогах этих переговоров: удалось ли сторонам договориться о возобновлении/продолжении поставок и на каких условиях.
Остается еще возможность поставок давальческой нефти на белорусские НПЗ. Следует отметить, что давальческая нефть и в предыдущие годы заходила в Беларусь с уплатой 100% российской экспортной пошлины. В этой связи, ни ранее действующее соглашение между РФ и РБ об условиях поставки нефти в 2007-2009 годах, ни отсутствие договоренностей на 2010 год давальцев особо не беспокоит. Однако, поставляемые в РБ объемы такой нефти – 4-5 млн. тонн в 2009 году - не способны закрыть потребности белорусских НПЗ.
С учетом изложенных фактов, утверждения концерна Белнефтехим скорее направлены на успокоение белорусской общественности, нежели отражают реальную ситуацию, сложившуюся с поставками нефти в Беларусь. Если бы всё происходило именно так, как утверждают белорусские чиновники – труба не пересохла, всё течет и поставляется, то не было бы никакой особой нужды в возобновлении переговоров с Россией уже 2 января.
Можно было бы спокойно взять паузу до 10 января, когда в РФ закончатся новогодние каникулы. Но тот факт, что переговоры не прекратились 3 января и продолжатся сегодня, свидетельствует о том, что времени у Минска нет – запасы нефти на белорусских НПЗ уменьшаются с каждым днем.