Последнее обновление: 24.11.2024 15:00

Минск требует пособие по интеграции

Появившиеся на лентах информагентств за несколько часов до нового года сообщения о том, что Беларусь и Россия не смогли договориться об условиях поставки и транзита нефти в 2010 году, дали окончательный ответ на вопрос, почему несмотря на публично озвученные сомнения по поводу участия Беларуси в Таможенном союзе А.Лукашенко все же поставил свою подпись под документами, запускающими с 1 января первую фазу этого проекта.

Основная цель – это единое экономическое пространство, в рамках которого Беларусь рассчитывает на беспошлинные поставки российской и казахстанской нефти и газа. ЕЭП планируется запустить лишь с 1 января 2012 года, однако Минск не намерен ждать два года. Именно по этой причине А.Лукашенко так усиленно педалировал эту тему на всевозможных саммитах и заседаниях. Когда стало понятно, что ни Россия, ни Казахстан не готовы к ускорению в этом направлении, Беларусь потребовала от России беспошлинных поставок всего объема нефти, поставляемого в страну, уже с 1 января 2010 года в качестве оплаты за свою интеграционную благосклонность.

Безусловно, беспошлинные поставки нефти – не единственное преимущество ТС для Беларуси. Этот проект также открывает для белорусской продукции беспрепятственный доступ на российский и казахстанский рынки. Но все же не стоит преуменьшать приоритетное значение нефтянки и тех надежд, которые белорусские власти надеются воплотить в жизнь с льготными поставками нефти – на них завязаны «амбициозные» прогнозные показатели на 2010 год.

Беларусь еще летом начала готовиться к нефтяной войне. Уже тогда появилась белорусская трактовка соглашения о поставках нефти, согласно которой отсутствие в документе понижающего коэффициента на пошлины в 2010 (2011, 2012…) году автоматически означает отсутствие пошлины как таковой. Такая трактовка прямо противоречила российскому прочтению документа – отсутствие коэффициента означает 100% пошлину на нефть.

Впрочем, в ходе долгих переговоров на различных уровнях Беларуси удалось заставить Россию пойти на определенные уступки, суть которых ясно озвучил вице-премьер РФ Игорь Сечин – Россия согласилась беспошлинно поставить в Беларусь 5-6 млн. нефти для внутреннего потребления. Однако эта уступка далеко не в полной мере удовлетворяла ожидания Минска.

Переговоры по нефти продолжались в ежедневном режиме с 10 по 31 декабря минувшего года. Беларусь явно тянула с принятием решения. И Россия, понимая, чем может в итоге закончиться этот переговорный процесс, придумала временное решение проблемы: подпишите протокол и можно будет еще минимум два месяца продолжать нефтяные переговоры, получая при этом беспошлинную нефть.

Но перед белорусской стороной была поставлена задача максимум – или беспошлинные поставки всего объема нефти или создание такой ситуации, которая неминуемо приведет к срыву поставок нефти в Европу.

"Белорусская делегация приняла решение вернуться в Минск, так и не получив необходимых полномочий и директив", - процитировало 31 декабря РИА Новости представителя российской переговорной делегации.

У белорусской делегации были и полномочия и директивы, суть которых сводилась исключительно к одному – белорусские переговорщики могли поставить подпись только под тем документом, который означал бы безоговорочную победу Беларуси в сражении за нефть. Полномочий на согласие с российским вариантом разрешения нефтяного спора у белорусской стороны не было, а потому переговоры изначально оказались пустым занятием.

Не добившись своего на переговорах и вернувшись 31 декабря с пустыми руками из Москвы, Беларусь устами различных источников, экспертов, юристов заявила о бессмысленности участия в Таможенном союзе на фоне развития ситуации в нефтяной войне. Поразила исключительная «компетентность» комментаторов, всплывших на лентах официальных СМИ, в трактовке российского и союзного законодательств – хотелось бы, чтобы нашлось такое же количество гуру, разбирающихся в своем, белорусском законодательстве.

Не забыли белорусские комментаторы и странный протокол, подписанный в ноябре со слов белорусской стороны минфинами двух стран (почему не министерствами культуры?) и предусматривающий понижающий коэффициент в 0,32. Однако, при этом никто не вспомнил устроенный первым вице-премьером В.Семашко разгон о якобы достигнутых с Россией договоренностях, предусматривающих беспошлинную поставку 8-9 млн. тонн нефти в Беларусь. Но ведь в раскладе Семашко уже прослеживался совсем иной понижающий коэффициент - 0,55, что значительно выше вновь озвученного и наиболее приемлемого для Беларуси коэффициента в 0,32, который к тому же еще и ниже уровня 2009 года (0,356).

Такие метания белорусских чиновников из стороны в сторону подтверждают, что никакой реальной договоренности до 10 декабря – высшего госсовета СГ в Москве – не существовало. И лишь после того, как А.Лукашенко подписал документы по Таможенному союзу, Россия озвучила возможность беспошлинной поставки 5-6 млн. тонн нефти в страну, рассматривая это как компенсацию за интеграционную сговорчивость.

Но судя по всему, Минск уже жил по своему расписанию, что подтверждают сомнения и высказывания А.Лукашенко на совещаниях по таможенному союзу и проведенной в канун Нового года пресс-конференции. Белорусские власти заручились в этом вопросе и поддержкой Запада, получив от Украины своеобразную эстафетную палочку. Несмотря на все трудности с оплатой российского газа Украина в минувшем году согласовала условия поставки и транзита российских углеводородов на 2010 год, что обусловлено только одним – на носу президентские выборы и Украине явно не до газовых или нефтяных войн.

Расчет был сделан на то, что Россия не решится на прекращение поставок нефти в Европу из-за отсутствия соглашения с Беларусью даже при условии несанкционированного отбора нефти Минском, боясь повторения прошлогодней истории с транзитом газа через Украину – прошлогодний конфликт не лучшим образом сказался на имидже России как надежного поставщика. Расчет в определённой степени уже оправдался – зарубежные СМИ подавали новости о нефтяных разногласиях между Москвой и Минском исключительно под соусом «Россия бряцает энергетическим оружием».

Одновременно, Минск был уверен и уверен до сих пор, что на фоне участия Беларуси в проекте «Восточное партнерство» Россия заплатит любую цену за участие Минска в Таможенном Союзе.

После возвращения в Минск 31 декабря белорусская делегация заявила о беспрецедентном давлении со стороны Москвы. Но сегодня именно белорусские власти оказывают давление на российскую сторону, блокируя подписания официальных документов, регулирующих нефтяные отношения между двумя странами.

Между тем, решение премьера РФ Владимира Путина провести в период новогодних каникул совещание по вопросу поставок и транзита нефти в Беларусь, в ходе которого Россия еще раз подтвердила неизменность своего предложения – 6 млн. тонн беспошлинно, оставшийся объем со 100% пошлиной, говорит о том, что Москва не намерена поддаваться на давление из Минска. И какие бы шаги не предпринимали белорусские власти, вплоть до угрозы остановки транзита электроэнергии в Калининградскую область, Россия не намерена идти на дальнейшие уступки перед Минском, отказываясь таким образом увеличивать для Беларуси размер пособия по интеграции.



<Декабрь 2009
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Январь 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Политика