Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Лукашенко объявил 5-летний оффшор для репатриантов

Экономический кризис и ликвидация белорусского нефтяного оффшора заставила власти страны начать работу над многочисленными ошибками, допущенными в период благоухания режима А.Лукашенко – последние два года первого продленного срока президентства и весь второй срок. Тогда, купаясь в нефтедолларах, власти иступлено закручивали законодательные гайки, методично уничтожая тем самым белорусский частный бизнес. О последствиях никто не думал.

Бизнес уходил в серые и черные схемы. Узнав, что существуют органы финконтроля (государственный рэкет), бизнес массово рванул в оффшоры. Когда оказалось, что и этого недостаточно, большое количество белорусских граждан, имеющих желание и умение самостоятельно работать, попросту выехали из страны, получая гражданство/вид на жительство в России, Украине и других соседних станах. Если первая волна эмиграции – конец 90-х – была вызвана в основном политическими разногласиями с А.Лукашенко, то вторая волна, которая не прекращается до сих пор, была вызвана обычным желанием сохранить заработанное, а не награбленное, и остаться на свободе.

Третий срок Лукашенко ознаменовался кампанией по улучшению инвестиционного имиджа страны (нефтегазовые соглашения с Россией заставили). Но очень быстро выяснилось, что инвесторы не хлынут ручьем в авторитарную страну. Уже тогда пошли первые разговоры об экономической амнистии, на необходимость которой указывал в первую очередь Нацбанк.

Но нашлось не мало противников, которые пользуясь своими властными полномочиями зарубили эту инициативу. Объяснили весьма доступно – дескать страна не готова: «что скажут те, кто всё это время жил, работал в стране и платил налоги?». В общем, сработал известный белорусский принцип: «Главное не в том, чтобы мне было лучше, а чтобы соседу было хуже».

В условиях кризиса потребность в инвесторах и валюте резко возросла. А тут еще выяснилось, что своих, внутренних инвесторов в Беларуси практически нет. Для большинства сегодня собственный бизнес – это, по сути, каждодневная работа ради зарплаты, пусть чуть повыше, чем у нанятых работников, но не более того. Часть номинально присутствует в Беларуси, но реально работает за рубежом. Оставшаяся часть – это придатки госструктур, работающих де-факто по коррупционным схемам (без обид).

Вероятно, именно такой нерадостный расклад и подтолкнул власти к первому «непопулярному шагу» в применение широко распространенной в мире практике под названием «экономическая амнистия». Своим указом №143 от 9 марта 2010 года А.Лукашенко предоставил 5-летний налоговый оффшор белорусским репатриантам. Схема не нова и в урезанном виде позаимстована у Израиля.

Согласно документу в течение 5 лет, включая год постановки на налоговый учет в Беларуси, физические лица, которые до этого как минимум 5 лет не являлись налоговыми резидентами Беларуси, освобождаются от уплаты подоходного налога на доходы в виде дивидендов, процентов, роялти, доходы от операций с ценными бумагами, доходы от реализации недвижимого имущества, полученные за пределами РБ в денежной форме.

Оффшорный статус предоставляется только в случае постоянного проживания в стране (даешь возвращение на родину), перевода указанных доходов на счета в белорусских банках, а также документального подтверждения сделок в налоговых органах РБ.

Первое, что стоит отметить. Безусловно, указ распространяется на иностранцев, никогда ранее не проживавших в Беларуси. Однако кажется, что количество зажиточных «буржуев», желающих реально осесть на белорусском болоте, можно пересчитать по пальцам. В этой связи документом воспользуются в основном те иностранные граждане, которые крайне заинтересованы в услугах «прачечной» – за 5 лет можно отмыть немалые деньги.

В тексте указа не встречается слово «гражданство» или фраза «вид на жительство» (и т.п.). Речь идет лишь о постоянном проживании. Выполнение этого условия обеспечивается и подтверждается весьма просто – покупкой жилья в Беларуси. Для полного успокоения можно еще зарегистрировать номинальный бизнес (ради самого факта выплаты белорусской зарплаты) и отмывай, сколько сможешь.

Но именно 5-летний срок говорит в пользу того, что основная ставка была сделана на репатриантов и их деньги, которые так нужны белорусской экономике. Вернуться хотели бы многие, но боятся. Никто и не торопит – срок немалый. Шаг за шагом, сумма за суммой можно возвращать свои деньги в Беларусь. Да и не так-то просто одним махом перевести в РБ все свои активы, которые в основном задействованы в расчетах, в сделках – короче, работают на благо владельца.

Первый шаг, пусть и очень робкий, но сделан. Уже вскоре власти почувствуют отдачу. Однако первый поток возвращенцев очень быстро иссякнет. Поскольку к хорошему очень быстро привыкаешь, власти будут вынуждены делать второй, третий и последующие шаги в этом направлении. По крайне мере, очень хотелось бы в это верить, как и в то, что уже в ближайшие годы доля иностранного капитала в уставных фондах белорусских предприятий резко сократится за счет прямого участия непосредственных владельцев с белорусскими паспортами, а не через использование запутанных схем с подставными оффшорками…



<Февраль 2010
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
1234567
Март 2010>
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Экономика