Минпром Беларуси, отрапортовав об успешном выполнении в 2010 году одной из главных задач белорусской экономики – снижение складских запасов, по сути подтвердил. что снижение было достигнуто за счет использования административных уловок и ухищрений. А не за счет реального роста продаж.
"За 2010 год складские запасы сократились с Br2 трлн 196 млрд на начало года до Br1 трлн 450 млрд на конец года. При этом если на начало года объем складских запасов составлял 142% к среднемесячному объему производства, то к концу года этот показатель улучшился до 70%", - сообщил сегодня замминистра промышленности Беларуси Виталий Прима.
По его словам, добиться снижения складских запасов удалось за счет «активного освоения предприятиями новых рынков сбыта своей продукции, развития собственных товаропроводящих сетей и создания сборочных производств за пределами Беларуси».
Спору нет, белорусские предприятия приступили к освоению новых рынков сбыта, однако в денежном выражении на этот успех приходится не более 2-3% снижения складских запасов. В частности, одно из наиболее раскрученных новых направлений – Венесуэла – сегодня оценивается лишь в несколько миллионов долларов экспорта.
«Если несколько лет назад поставки белорусской техники в Венесуэлу были единичными, то теперь они исчисляются в "миллионах долларов в год", - заметил чиновник.
Это означает, что снижение складских запасов было обеспечено за счет передачи товарной продукции своим торговым дочкам, зарегистрированным в иностранных государствах. По белорусской «хитроразработанной» методике такая передача товара расценивается как экспорт с одновременным ростом дебиторской задолженности и снижением складских запасов. В нормальной экономике такое действие называется «как движение материальных ценностей по складу».
Но проблема состоит в том, что из года в год белорусские чиновники вместо мастерства продаж и улучшения качества продукции совершенствуют лишь один навык – как поиметь ту или иную методологию составления отчетов.