Уже на следующий день, после того как в интернете разошелся скан письма Беларусбанка об полном моратории на безналичную конвертацию белорусских рублей в валюту за подписью и.о. председателя правления Писарика, в информационном пространстве страны появилась глава правления госбанка Надежда Ермакова, заявив по сути, что упомянутое письмо является филькиной грамотой.
«С 4 апреля 2011 года прекратить продажу безналичной иностранной валюты с вкладных (депозитных), текущих, расчетных счетов в белорусских рублях», - гласит текст документа.
Фактически Беларусбанк ввел запрет на конвертацию рублевых депозитов в валютные и текущее погашение и уплату процентов по валютным кредитам белорусскими рублями. Особенно чувствительным для граждан является кредитный запрет.
С учетом дефицита наличной валюты, белорусские банки активно применяют следующую схему: клиент открывает счет в белорусских рублях, зачисляет на этот счет необходимую сумму, которая затем конвертируется для погашения и уплаты процентов по валютному кредиту без выдачи самой валюты на руки клиенту.
Однако Ермакова сегодня заверила, что Беларусбанк не только готов принимать белорусские рубли от своих клиентов в качестве оплаты текущих обязательств по валютным кредитам, но и в принципе осуществить конвертацию всей суммы валютного кредита в рублевый.
"Если у кредитополучателя нет валюты, то мы принимаем платежи в рублях. При этом курс рассчитываем, исходя из курса Нацбанка плюс 2%», - заверила сегодня Ермакова (цитата БелТА).
«Граждане могут проконвертировать весь валютный кредит в рублевый, но при этом изменятся условия… с установлением по кредитному договору процентной ставки в размере 17% годовых; за фактическое время пользования кредитом - с установлением по кредитному договору процентной ставки в размере 14,5% годовых», - пояснила Ермакова.
Условия далеки от гуманных, но многие клиенты банка, ждущие со дня на день девальвации, вне всякого сомнения, воспользуются предложенной услугой.
И хотя, Ермакова никак не прокомментировала запрет на конвертацию рублевых депозитов в валютные, ее разъяснение по кредитной проблеме позволило поставить вопрос «А кто на самом деле руководит Беларусбанком?».
Тема погашения валютных кредитов в условиях дефицита валюты и многочисленных ограничений приобретает особую актуальность. В первую очередь возмущение вызывает позиция Нацбанка Беларуси, который своим бездействием сделал граждан, получивших в свое время валютные кредиты, заложниками в целом бестолковой экономической политики властей, и в частности того безумия, которое творилось в избирательный период во второй половине 2010 года.
Бесспорно, население должно повышать свою финансовую грамотность, учитывая риски тех или иных финансовых операций. Однако каленным железом эту грамотность повысить будет очень сложно. Никто не заставляет Нацбанк обеспечивать обменные пункты наличной валютой, но проблему погашения (уплаты процентов) валютных кредитов Нацбанк вполне может решить административными методами – просто обязать банки принимать белорусские рубли в оплату валютных, ранее выданных, кредитов, продавая банкам в случае реальной необходимости валюту под эти цели.
Пока же регулятор курит бамбук, наблюдая, как банки отфутболивают своих клиентов, заставляя их выстаивать дни в очередях перед обменниками. Кроме того, хотелось бы услышать разъяснение, какими нормами белорусского законодательства регулируется запрет, введенный тем же Беларусбанком, на конвертацию рублевых вкладов в валютные.