«Или навались, или отвали» (адмирал Дж. Фишер)
В фондах советского кинематографа лежит прекрасный фильм «Ленин в октябре» 1937 года (!) выпуска. Во времена моего раннего детства, его крутили по телевизору почти каждую неделю. С учетом того, что фильм был снят к 20-летию Октябрьской революции, то сейчас он воспринимаются, почти как документальный. Но нас не интересуют сюжеты о штурме Зимнего дворца (было совсем не так, как изображено на экране) или примеры неугомонности и непоседливости чудаковатого В. Ленина, с которым по сценарию все нянчатся, как со школьником. Дело в том, что в фильме есть совершенно феноменальный сюжет, посвященный чтению письма «из деревни». Вождь пролетарской революции, несколько смущенный тем, что разбуженные революцией крестьяне, не только забирают землю у помещиков, но и взяли их всех (помещиков) и «поубивали», как-то уклонился от конкретного ответа – стоит ли поддерживать столь радикальные методы классовой борьбы? Оказалось, что «поубивали», ну и ладно – что поделать, «народное творчество» («очень толковое письмо»).
В чем была сила большевиков? В прекрасном знании русского народа и в использовании этого пресловутого «народного творчества», что и определило их успех. На фоне страшной и кровопролитной первой мировой войны они сделали ставку на подготовку партийных кадров – агитаторов за конкретные нужды и чаяния народа. Надоело воевать – бросай окоп и иди домой! Нужна земля – бери! Есть вопросы к зарплате – громи заводоуправление и ставь во главе предприятия завком! Вариантов масса.
Перед нами блестящий по простоте набор лозунгов и решений, не требующих каких-либо сложных схем и многолетней агитации и пропаганды. Власть, уходящая в историю, годами не проводя столь необходимых реформ, откладывая судьбоносные политические решения, втягивая свои страны и народы во внешнеполитические авантюры, покоряясь молоху неограниченной и бесконечной власти, сама предоставила поводы для формирования простых и понятных практически любому человеку лозунгов.
Как правило, сила обязательно вызывает контрсилу. Почти сто лет назад, большевики, ну, может быть, лишь поморщившись, а также посетовав насчет «наследия царизма» и «осатанелости народа», не отшатнулись бы ни от одной самой радикальной меры «народного творчества», если бы она содействовала выполнению их основной цели – захвату и удержанию власти.
Умелое использование народной осатанелости, явившейся результатом как раз политики правящего режима, является ключом успеха для крепко спаянной и идейно вооруженной группы профессиональных революционеров, которые поставили своей задачей быть вместе с народом, слиться с народом, жить чаяниями народа, чувствовать себя частью народа и видеть свою задачу в том, чтобы направлять огромную народную энергию в русло выполнения политических задач, которые обязаны сформулировать как раз они.
Естественно, такая задача должна быть конкретной и понятной. В нашем случае – это свержение автократического режима, как ответственного за все проблемы социально-экономического и политического плана, с которыми столкнулся белорусский народ. В 1996 году А. Лукашенко, ликвидируя остатки разделения властей и выступая в Могилеве, публично взял на себя полную ответственность за все, что происходит и будет происходить в Республике Беларусь. За плохое и хорошее.
Однако за последние 16 лет несменяемый белорусский президент только три-четыре раза взял на себя ЧАСТИЧНУЮ ответственность за череду экономических кризисов и жестких политических стычек с Россией.
Лукашенко, исходя из собственных интересов, поступает совершенно правильно, постоянно «переводя стрелки» на внутренних и внешних врагов, обвиняя их противодействии «правильному» курсу белорусского президента. Или выдвигает претензии собственному народу, который то ли чрезмерно пьет, то ли плохо работает, но в целом, его, президента, недостоин. Фактически, он увертывается не от ударов своих оппонентов, которые слабы и заняты массой проблем, только косвенно связанных с отстранением А. Лукашенко от власти. На самом деле идет борьба с уже вполне возмужавшим народным сопротивлением, которое пока слепо и буквально наощупь ищет змеиную шею, чтобы сломать хребет той властной анаконде, что зажала народ в тиски авторитаризма.
Эта политическая игра Давида с Голиафом, где народ постоянно оказывается одураченным, но уже махает кулачищами, которых власть опасается, так как с народным сопротивлением бороться не силах даже теоретически. Для такой борьбы правящий режим должен стать тоталитарным, что в белорусских условиях по ряду объективных причин невозможно.
Лето 2011 года можно считать поворотным моментом. В условиях невиданного внутреннего экономического кризиса власти потеряли контроль над экономикой. После теракта 11 апреля 2011 года и выхода на улицы и площади толп молчаливых и хлопающих граждан, власти потеряли контроль над политической сферой и остались в изоляции. Безусловно, это был успех… Пожалуй впервые за длительное время, часть оппозиции поняла и подхватила настроения народного сопротивления, придав им несложную и понятную организацию.
Но что дальше? А дальше те, кто должен был дать реальную, понятную и достижимую цель, кто почти два десятилетия демонстрировал «потенциал» и «решимость», занялись выяснением своих внутренних проблем и затеяли бесконечную и бессмысленную дискуссию. Понятные и, что самое главное, достижимые цели и задачи, а также набор лозунгов, тактических приемов борьбы так и не были представлены.
Дело в том, что, если политические силы, считающие, что они противостоят А. Лукашенко, вместо того, чтобы консолидировано выступить против режима и, в итоге, его свалить, заняты массой других, как им кажется, крепко связанных с судьбой правящего в Беларуси правящего режима проблем – отражением виртуальной угрозы независимости республики, некой пропагандистской борьбой с «имперской» Россией, которая, естественно, опять что-то не поставила, не свергла и не сделала белорусам хорошо: возрождением белорусского языка, китайской политико-экономической экспансией, строительством АЭС, правами польского национального меньшинства, судьбой Беловежской пущи и определением правящего в Российской Федерации политического режима и созданной там политической системы, а также другими, естественно, не менее важными проблемами. Автократизм в РБ может чувствовать себя совершенно спокойно, так власти всегда в силах удлинять эту политическую «очередь» до бесконечности.
Раз за разом вопрос о власти, естественно, оказывается последним в очереди. Силы оппонентов режима распыляются и тратятся на все, что угодно, кроме решения судьбы правящего режима. Для примера, это все равно, как если бы большевики осенью 1917 года были бы заняты проблемой обеспечения Петрограда хлебом или развернули бы пропагандистскую войну против Великобритании и Франции, поддержкой которых пользовалось Временное правительство. Хотя и сами большевики не гнушались германскими деньгами…
Кроме того, ничто не мешает властям эту политическую «очередь» постоянно удлинять, создавая и подбрасывая своим оппонентам все новые и новые проблемы или стимулируя напряженность вокруг старых.
В зависимости от политической обстановки власти всегда имеют возможность спровоцировать, к примеру, очередную напряженность вокруг польского меньшинства, или бросить кость оппозиции в виде белорусско-язычного министра культуры, либо ругать в очередной раз директорат, министров, чиновников всех рангов, выступить против приватизации производственных активов, демонстрируя свой патриотизм, что не мешает при этом тем же властям набирать кредиты.
Все эти проблемы, естественно вызывают отклик у населения, в политическом классе, а также в оппозиции, создавая иллюзию, что власти «в борьбе», за что-то бьются, но ничего годами не решают. Трудно понять, но ведь на самом деле они просто топчутся на месте, создавая иллюзию продвижения вперед, словно забывая, что в современных условиях стоять на месте -- означает бежать назад.
На самом деле, все эти запускаемые властями виртуальные битвы и пустые политические кампании играют роль маскирующего тумана, как одеялом прикрывающего уродливый и репрессивный механизм. Весь этот политический маскарад, включая парламентские и президентские выборы, должен выполнять одну задачу – сохранить в республике авторитарный строй.
Именно в этом маскировочном тумане постоянно плутают официально признанные оппоненты власти. Действительно, очень удобно и политически выгодно постоянно сваливать на ту же Россию всю проблему борьбы с А. Лукашенко. Во-первых, такая позиция совершенно безопасна и в лучшем случае Москва может просто запретить въезд на свою территорию какому-нибудь особо ретивому «обличителю» ее «имперских инстинктов», что, как показывает опыт, является практически невероятным событием. Во-вторых, перевод стрелок на внешнего игрока позволяет снимать с себя ответственность почти за любой политический провал. Получается, что и власти и оппозиция в данном вопросе ведут схожую политику.
Нет сомнений, что рано или поздно, когда белорусский правящий режим втянется в особо жесткое противостояние с Москвой, что неизбежно в условиях интеграционного проекта ТС-ЕЭП, Лукашенко выступит в роли национального лидера, отстаивающего суверенитет и независимость страны. В этом случае три четверти оппозиции мигом встанут под его знамена, простив ему буквально все.
К сожалению, это уже было осенью 2010 года, когда российско-белорусский политический кризис достиг своего апогея, когда почти вся оппозиция буквально кинулась в президентскую избирательную кампанию, чем обеспечила появление на белорусской политической арене Евросоюза в лице Польши, Литвы и Германии и легитимизацию очередного президентского срока Александра Лукашенко.
Надо понимать и не требовать от оппонентов белорусского режима то, что сделать они не в силах, так как они безнадежны… и это не обязательно белорусский феномен. Во время начала «арабской весны» в Египте оппозиция проявилась только через несколько дней после уже состоявшихся первых выступлений на площади Тахрир. Оппозиция заявила о себе, чтобы мигом распасться, переформатироваться, набрать силу нового актива и превратиться уже в новую оппозицию, которая сейчас активна на современной политической арене этой древней страны.
В условиях авторитарного режима оппозиция и народ всегда будут слишком далеки друг от друга. Она сами по себе виртуальная реальность, еще один компонент того политического «тумана», что дезориентирует реальных врагов режима.
Народное сопротивление одиноко и должно само брать судьбу своего народа в свои руки. Благо, что в современных условиях для минимальной консолидации вовсе не нужна голубиная почта. Большевики активно использовали телефон, телеграф и газеты. В 1991 году в России выручил факс. Помогло…
Что надо делать?
Прежде всего, жить по принципам: не верь, не бойся, не проси. Принято считать, что это правила криминального мира, но автор этих строк обычно этот постулат предлагает студентам первого курса – будущим специалистам по международным отношениям. Конечно, это универсальные правила выживания…
Жить по еще одному правилу: что могу, то делаю. Не ныть и не плеваться на экран телевизора, а делать что-то конкретное и понятное. Кое-кто из родственников автора данного материала в 1943 году носил в лес хлеб, на один и тот же пенек. И хлеб исчезал, чтобы потом «проявиться» в перестрелке около железнодорожной станции, в подрыве моста (этот мост под Логойском требует отдельного рассказа) и так далее. Кто скажет, что эти люди с узелком хлеба не внести свой вклад в победу над врагом? У каждого была своя война.
И сейчас каждому нужно нести свой узелок! Нужна стратегия малых дел. Видишь в магазине идиотский проправительственный плакат? Сорви! Не обязательно демонстративно, но сорви обязательно! Повесят вновь? Надо повторить!
Если есть в ближайшем окружении лукашисты, создай вокруг них атмосферу изоляции или даже полного неприятия!
Снимает на улице группа белорусского телевидения? Помешай им лепить лживую картинку на экране! Ваши знакомые дали этому телевидению интервью? Стоит им косвенно объяснить, что и кого они сейчас представляют в Ваших глазах…
Следует игнорировать по мере возможности все структуры власти, ее общественные и политические организации, её функционеров. Следует отделиться от них. Вы сможете жить без них, а вот они без вас -- едва ли…
Работаете в развалюхе за копейки, ездите по псевдо дороге, где яма на выбоине, живете в трущобе? Снимите, разместите в Интернете. Нет сайта? Создайте, выложите туда то, что сняли. Не можете создать сайт? Опубликуйте у себя в социальных сетях! Разместите списки коррупционеров, вороватых и «крышующих» силовиков, безумных в безнаказанности администраторов и т.д. и т.п. Этим вы докажете, что есть в республике место не только показухе, но и реальной жизни, которая резко отличается от телевизионной картинки.
Но при этом, конечно, нельзя идти на меры, наносящие какой-либо ущерб экономике страны, системам жизнеобеспечения, транспорту и т.д., то есть то, что может в какой-то степени ударить по собственной стране, так как, лукашенки приходят и уходят, а страна должна оставаться. Кроме того, другой-то страны все равно нет… Если, конечно, не решится на безвозвратную эмиграцию.
Народное сопротивление – это не партизанщина. Это неустанная и постоянная работа. Чаще всего эта работа в одиночку, так как предательство и стукачество - крайне распространённая болезнь в белорусском политическом классе и обществе. Так что никому не верьте и будьте осторожны, так как, только вы начнете жить по какому-то осознанному плану, окружающие тут же почувствуют в вас перемену, какую-то внутреннюю силу и к вам потянутся, так как люди почувствует, что вот он (она) знает (знают) что делать и уже что-то делают. Далеко не все из оказавшихся рядом будут вашими соратниками. Но большинство все-таки будет.
Сторонников режима надо буквально гонять, как крыс в затопленном подвале. Тогда они почувствуют, что их вера в батьку Лукашенко превращается в скрытый культ и что никакая власть им не поможет, а вы поймете, что людей, разделяющих ваши взгляды – огромное большинство.
Да, один в поле не воин, если он не воюет… А если он реально воюет, то очень быстро рядом с ним будут тысячи и миллионы.
И это только начало. Очень скоро обнаружится, что никто и не рискует вывесить в вашем районе лукашистский плакат, вновь «избранный» депутат обходит ваш микрорайон стороной, в местной школе учителя подвергают белорусского президента молчаливой блокаде, исчез БРСМ и т.д… Так дом за домом, квартал за кварталом, предприятие за предприятием, район за районом, город за городом отвоевывается у варварского режима вся страна.
И она, конечно, будет отвоевана, но только с вашей помощью. Не ждите, не мечтайте, делайте все сами – тогда это будет ваша страна, и ни с кем ею делиться не придется.
Андрей Суздальцев, Москва, 25 ноября 2012 года, Politoboz