А.Лукашенко своим декретом №9 от 7 декабря 2012 года узаконил производственное рабство на предприятиях деревообработки.
«Документ принят в целях повышения эффективности использования мер государственной поддержки в ходе реализации инвестиционных проектов по развитию деревообрабатывающей промышленности, укрепления трудовой дисциплины и материального стимулирования работников», - подчеркивается в официальном комментарии к декрету.
Документом предусмотрен перевод на контрактную форму найма работников организаций деревообрабатывающей промышленности, на которых осуществляется переоснащение, модернизация и реконструкция с оказанием господдержки.
Согласно декрету, досрочное расторжение контрактов в период реализации инвестиционных проектов по инициативе работников допускается только с согласия нанимателя. Отказ нанимателя в расторжении контракта может быть обжалован председателю областного (Минского городского) исполнительного комитета.
При этом декретом установлено, что работникам организаций деревообрабатывающей промышленности дополнительно к предусмотренной контрактом заработной плате производятся ежемесячные денежные выплаты, размер которых определяется указанными организациями самостоятельно исходя из их финансовых возможностей.
В случае нарушения работниками своих трудовых обязанностей и увольнения за виновные действия сумма полученной ими за период работы ежемесячной денежной выплаты подлежит возврату.
При невозврате данных выплат бывшими работниками взыскание этих средств будет осуществляться по решению суда из их трудового заработка по новому месту работы. Лица, не состоящие в трудовых отношениях, подлежат трудоустройству на прежнее место работы с последующим удержанием ранее выплаченных денежных средств из их заработной платы.
Аналогичный правовой режим предусмотрен декретом также в отношении работников генеральных подрядных организаций и проектировщиков, участвующих в реализации инвестиционных проектов по техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств организаций деревообрабатывающей промышленности.
Кроме того, документом предусмотрена административная ответственность за нарушение подрядчиком (субподрядчиком, проектной организацией) сроков выполнения работ по реализации инвестиционных проектов в виде наложения штрафа на должностное лицо в размере от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до пятисот базовых величин.