Банк России ожидает переход в ближайшие месяцы к структурному профициту ликвидности, который стимулирует рост высокорискованного необеспеченного потребительского кредитования, и это беспокоит регулятора, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина, пообещав сохранять умеренно жесткую политику.
"Нас беспокоит риск возможного быстрого роста необеспеченного потребительского кредитования, что может затормозить процесс снижения инфляции", - сказала она на банковском форуме в Сочи.
Жесткие высказывания Набиуллиной прозвучали за час до начала недели тишины перед сентябрьским советом директоров по ключевой ставке.
"При прочих равных, при структурном профиците ключевая ставка должна быть несколько выше, чем при структурном дефиците ликвидности для обеспечения равноценного влияния на инфляцию и инфляционные ожидания", - сказала глава ЦБ.
Сроки перехода к структурному профициту ликвидности зависят от интенсивности расходования средств федерального бюджета.
"Мы видим, что в ходе перехода к структурному профициту ликвидности происходит некоторое практически автоматическое смягчение денежно-кредитной политики", - сказала Набиуллина.
"Ключевая ставка становится ориентиром для ставок размещения средств, а не для ставок привлечения средств. Такое изменение роли ключевой ставки, по сути, равнозначно ее снижению", - добавила она.
"Тем не менее ключевая ставка, и хочу это подчеркнуть, в любом случае остается якорем для других ставок денежного рынка".
"Процесс смягчения денежно-кредитных условий наиболее сильно выразился в снижении депозитных ставок, а также сказался на доходностях облигаций, где кривая имеет ярко выраженный инверсивный характер", - сказала Набиуллина.
ЦБР сообщил в обзоре в пятницу, что во втором квартале объем розничного кредитования в целом по России начал расти.
"Условия кредитования и населения, и предприятий, в последние месяцы тоже немного смягчились. Формирование структурного профицита ликвидности поощряет рост высокорискованных сегментов кредитного рынка", - сказала глава ЦБ.
В августе кредиты населению выросли больше, чем кредиты предприятиям: с учетом валютной переоценки - на 0,8 процента и 0,2 процента соответственно.
"И такая структура прироста кредитов имеет более проинфляционный характер, чем если бы кредиты предприятиям на поддержку нового предложения, нового производства росли бы быстрее, чем кредиты на поддержку потребительского спроса", - сказала Набиуллина.
"Влияние структурного профицита на ставки и кредитную активность мы принимаем и будем принимать во внимание при принятии решений по ставке", - сказала Набиуллина.