Федеральная служба безопасности начала веерную рассылку писем в адрес крупных предприятий с требованием остановить производство на время проведения Чемпионата мира по футболу и подготовки к нему.
Ссылаясь на указ президента РФ Владимира Путина, подписанный в мае прошлого года, и постановление правительства, появившееся месяц спустя, силовики добиваются остановки работы "опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества".
Меры касаются всех регионов, где проходят матчи. Это Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург.
В Нижегородской области письма от ФСБ получили нефтеперарабатывающие заводы, химические предприятия, входящий в Росатом ОКБМ им. Африкантова и даже производители сельхозудобрений, сообщает во вторник "Коммерсант".
По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, остановиться могут производства первого-четвертого классов опасности в 11 регионах. При буквальном исполнении требований под ударом окажутся Московский НПЗ, Большой порт Санкт-Петербурга, нефтяные терминалы Краснодарского края.
По данным источника "Ъ" в Росатоме, уведомление их Ростехнадзора о необходимости отключения получили даже АЭС, две из которых - Белоярская в Свердловской области и Ростовская (Ленинградская формально в Ленобласти) - находятся в близости к футбольным объектам.
В Минпроме Нижегородской области уточнили, что в регионе 135 предприятий с опасными производствами.
Под ударом могут оказаться предприятия "Сибура", НЛМК, ТМК, ЛУКОЙЛа, "ВСМПО-Ависма", "Мечела".
Приостановка предполагается задолго до начала матчей, сотрудникам придется уйти в отпуск, а компании - понести многомиллионные убытки, рассказал "Ъ" представитель крупного химического предприятия.
В Росатоме заявили, что остановка ключевых АЭС без потери для генерации электроэнергии невозможна и выразили уверенность, что на практике ее не будет.
Получившим письма от ФСБ необходимо предоставить письменное объяснение, почему замораживать производство нельзя; по отдельным предприятиям вопрос будет решаться на межправительственной комиссии.
"Останавливать производства непрерывного цикла безумно дорого, даже день простоя дает миллионы рублей убытка. А длительная остановка нескольких предприятий буквально завалит статистику во всей стране", - говорит глава Rupec Андрей Костин.
"Хотя в правительстве поясняют, что окончательное решение за оперштабами, это не гарантирует от перегибов: кто захочет брать на себя лишнюю ответственность", - подчеркивают в ассоциации РИСКОМ.
В пресс-службе ФСБ заявили, что идет "обычная переписка" с руководителями юрлиц, которые сами будут решать, останавливать работу или нет.